Игры и упражнения для гиперактивных детей

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры- упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры.

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Воспитатель показывает несколько физических упражнений:

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)»Юла». Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

«Кто больше соберет предметов».

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету).

«Найди свой домик».

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

«Угадай, что я делаю».

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия, например:катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Игровые упражнения для детей 2–3 лет по ФЭМП Игровые упражнения «Что катится, что не катится». Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть,.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры и упражнения с карандашами для детей любого возраста «Шуршалочка» Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Упражнения и игры для развития речи детей 1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Упражнения и развивающие игры для ребенка 2–3 лет Игры с детьми данного возраста имеют свою специфику: • предоставление большей самостоятельности ребенку, • уважительное отношение к ребенку,.

Упражнения на релаксацию для детей 6–7 лет Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) Известно,что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден.

Занятия, игры и упражнения по преодолению страхов детей 5–7 лет ЗАНЯТИЕ 1. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я» Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное.

Игры для детей с СДВГ

Игры для гиперактивных детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется в повышенной возбудимости ребенка, его неспособности сконцентрироваться надолго на одном объекте и малой усидчивости. Мамы таких деток могут заметить, что они пропускают все мимо ушей, постоянно ерзают на месте и норовят прекратить деятельность, если она монотонна. Чтобы снизить проявление симптоматики, и приучить малыша контролировать свое поведение, существуют игры для детей с СДВГ. Они работают за счет тренировки тех психических процессов, которые при синдроме очень слабо развиты.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

Для такого ребенка очень важно чувствовать любовь и заботу родителей. Не стоит акцентировать внимание, что у вашего чада есть какие-либо отклонения в поведении. Лучше окружите его теплом, будьте максимально деликатными.

По сути, относиться к гиперактивному ребенку нужно, как и к обычному, но при этом стараться скорректировать и направить в правильное русло особенности его поведения и психики.

Помните, синдром – это не результат плохого воспитания, избалованности или дурного характера. Это чисто нейрофизиологическая и психическая проблема. А значит, решить ее наказаниями, авторитарным давлением и криками не получится. Плюс, окрики, наказания и т.д, могут только усугубить существующую проблему. Поэтому, стоит:

  • меньше обращать внимание на проступки, и акцентировать внимание на достижениях;
  • при использовании игр для борьбы с СДВГ, давать четкие, короткие и понятные инструкции;
  • задействовать тактильные поощрения (поглаживания по плечу, похлопывания по спине и т.д);
  • использовать гибкую систему как поощрений, так и наказаний.

Педагогу, работающему с таким ребенком, нужно проявлять максимальное хладнокровие, так как именно оно дает преимущество. Не нужно заставлять заниматься часами без перерывов. Это все равно не даст результатов. Лучше чередовать нагрузки с отдыхом, устраивая физкультминутки.

Можно сделать выполнение упражнений более комфортным, подстраиваясь под естественный ритм организма гиперактивного малыша, и тем самым адаптировать его к выполнению поставленных задач по инструкциям и точно в сроки.

Не стоит допускать переутомление во время урока или проведения развивающих занятий. Давайте отдохнуть, расслабиться и переключиться на другую деятельность. В противном случае, малыш просто потеряет интерес к работе, а то и вовсе будет воспринимать ее как наказание или нечто, сдерживающее его от привычного ритма.

Занятие психолога и логопеда с гиперактивным ребенком должно сформировать чувство успеха. Поэтому, нужно немного снизить требования к аккуратности выполнения поставленных задач, делая акцент на их положительном результате.

В какие игры можно играть с гиперактивным ребенком

Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.

Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.

Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:

1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;

2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;

3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.

Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.

Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи. И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва. Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.

Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации. Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней. Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.

«Упражнения за партой»

Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.

Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного излечения дефицита внимания ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Гиперактивность у ребенка: 5 эффективных упражнений от детского психолога

Практикующий детский психолог, арттерапевт

Тел: (097) 37-67-807

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Игры для детей с СДВГ

Игры для гиперактивных детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется в повышенной возбудимости ребенка, его неспособности сконцентрироваться надолго на одном объекте и малой усидчивости. Мамы таких деток могут заметить, что они пропускают все мимо ушей, постоянно ерзают на месте и норовят прекратить деятельность, если она монотонна. Чтобы снизить проявление симптоматики, и приучить малыша контролировать свое поведение, существуют игры для детей с СДВГ. Они работают за счет тренировки тех психических процессов, которые при синдроме очень слабо развиты.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

Для такого ребенка очень важно чувствовать любовь и заботу родителей. Не стоит акцентировать внимание, что у вашего чада есть какие-либо отклонения в поведении. Лучше окружите его теплом, будьте максимально деликатными.

По сути, относиться к гиперактивному ребенку нужно, как и к обычному, но при этом стараться скорректировать и направить в правильное русло особенности его поведения и психики.

Помните, синдром – это не результат плохого воспитания, избалованности или дурного характера. Это чисто нейрофизиологическая и психическая проблема. А значит, решить ее наказаниями, авторитарным давлением и криками не получится. Плюс, окрики, наказания и т.д, могут только усугубить существующую проблему. Поэтому, стоит:

  • меньше обращать внимание на проступки, и акцентировать внимание на достижениях;
  • при использовании игр для борьбы с СДВГ, давать четкие, короткие и понятные инструкции;
  • задействовать тактильные поощрения (поглаживания по плечу, похлопывания по спине и т.д);
  • использовать гибкую систему как поощрений, так и наказаний.

Педагогу, работающему с таким ребенком, нужно проявлять максимальное хладнокровие, так как именно оно дает преимущество. Не нужно заставлять заниматься часами без перерывов. Это все равно не даст результатов. Лучше чередовать нагрузки с отдыхом, устраивая физкультминутки.

Можно сделать выполнение упражнений более комфортным, подстраиваясь под естественный ритм организма гиперактивного малыша, и тем самым адаптировать его к выполнению поставленных задач по инструкциям и точно в сроки.

Не стоит допускать переутомление во время урока или проведения развивающих занятий. Давайте отдохнуть, расслабиться и переключиться на другую деятельность. В противном случае, малыш просто потеряет интерес к работе, а то и вовсе будет воспринимать ее как наказание или нечто, сдерживающее его от привычного ритма.

Занятие психолога и логопеда с гиперактивным ребенком должно сформировать чувство успеха. Поэтому, нужно немного снизить требования к аккуратности выполнения поставленных задач, делая акцент на их положительном результате.

В какие игры можно играть с гиперактивным ребенком

Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.

Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.

Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:

1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;

2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;

3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.

Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.

Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи. И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва. Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.

Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации. Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней. Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.

«Упражнения за партой»

Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.

Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного излечения дефицита внимания ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Коррекционные игры для гиперактивных детей

​Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Игры для развития внимания

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Игры, способствующие закреплению умения общаться

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. См. →

Игры и упражнения для гиперактивных детей

Прежде всего давайте разберемся, гиперактивный ребенок или просто несколько более активный, чем сверстники.

Говорить о гиперактивности без консультации врача-педиатра, невролога или психиатра – нельзя. Возможно родителям, в силу их иного, более спокойного темперамента, просто кажется, что ребенок гиперактивен, хотя, на самом деле, он просто другой и нужно найти применение его энергии.

Другое дело, когда гиперактивность мешает познавательному процессу в раннем возрасте и обучению в более старшем, являясь составляющей такого диагноза как СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Рекомендации игровой деятельности для родителей или чем занять малыша

Родители и специалисты должны выработать совместную тактику по работе с ребенком, задача — поддерживать и закреплять дома и в образовательном учреждении навыки, приобретенные им на занятиях. Как известно, лучше всего дети усваивают все новое через игровой процесс.

Гиперактивные дети всегда очень импульсивны, редко могут дослушать до конца правила игры и долго им подчиняться. Также им тяжело сосредотачиваться на деталях, ждать своей очереди, слушать и одновременно совершать действия, к тому же в большинстве своем они как легко возбудимы, так и быстро утомляемы.

Рекомендуется начинать с индивидуальных занятий с ребенком и постепенно включать его в групповую работу, но с небольшим количеством участников (3-6 человек будет достаточно). Когда малыш адаптируется в малой группе можно переходить и на коллективные занятия (игры).

Самые простые игры, подходящие для начала работы с гиперактивными детьми это: «Мемо» (в первые разы можно брать всего 4-6 картинок), «Съедобное-несъедобное» (ловить мяч если называют съедобное или отталкивать если нет), «У медведя во бору» (ведущий-медведь ждет с закрытыми глазами а потом пытается поймать тех кто собирает грибы-ягоды), «Ляпки».

Обычно специалист начинает проработку одной слабой функции (например, внимания) и когда она достаточно освоена – добавляет вторую (например, чрезмерная импульсивность), причем тренировать это можно на одной игре. Так, когда основные слабые функции проработаны индивидуально и ребенок освоился на занятиях, запомнил правила – можно переходить к групповой работе.

Игры по возрастным группам

Ниже приведены варианты игровой деятельности для детей с СДВГ, наиболее подходящие для каждого возраста.

Игры для детей 2-3 года

В этом возрасте многие дети бывают необычайно активными, особенно это проявляется к вечеру, когда пора ложиться спать, а энергии хоть отбавляй. Чтобы как-то ее растратить в течение дня и нужны подвижные игры – самый верный выбор для развития и приобретения равновесия к концу дня.

Главная задача родителей – подыгрывать малышу так, чтобы вносить смысл в его деятельность. Например – ребенок бегает по дому, издавая непонятные звуки, кричит или прыгает по мебели. Скажите, что вы охотник, а он зайчик и сейчас вы будете его ловить, но зайчик не просто бегает – скачет на двух ножках. Если ребенок кривляется перед зеркалом, поет или танцует – посадите игрушки, включите детские песни и пусть он будет артист на концерте.

После активной игры, чтобы успокоить малыша, можно предложить ему пересыпать фасоль или крупу, помять пластилин или порисовать пальчиковыми красками.

Игры для детей дошкольного возраста 4-5 лет

В этом возрасте дети уже способны понять и следовать правилам, поэтому пора включать игры на проработку слабых функций.

«Шарики» — здесь участники – воздушные шары, а ведущий — насос, который сначала как будто надувает их, шарики кружатся, тянутся вверх, а потом, после хлопка, лопаются и медленно ложатся на землю став маленькими.

«Снеговичок» — ребенок стоит руки в стороны, спина прямая, ноги напряженные, щеки надуты. Он – снеговик. Выглядывает солнышко, греет снеговичка (взрослый гладит и греет теплым дыханием). Снеговичок начинает таять и медленно «стекает» на пол.

Игры на внимание

«Мемо», «Что лишнее», «Найди 5 отличий», «Дорисуй недостающую деталь».

Игры на выработку терпения.

Например, «Один-два-три теперь говори». Ведущий показывает картинку или игрушку и задает сразу несколько вопросов про нее (простых). Отвечать можно только после команды «Говори».

Игры для детей младшего школьного возраста 6-7 лет

Для этого возраста придумано огромное количество игр для гиперактивных детей. Однако, если включить такие упражнения в занятия и для обычных первоклассников – это будет идти на пользу, ведь высидеть стандартный урок тяжело любому ребенку.

«Делай так» (повторять движения за ведущим, лучше включать сюда помимо простых движений и прыжки, махи и бег на месте);

«Волшебный клубок» — ребенок наматывает на кисть яркую пряжу, взрослый говорит, что она волшебная и кто быстро намотает – станет спокойным-преспокойным.

«Дорисуй» — взрослый начинает рисовать картинку (что-то понятное) и останавливается, дети по очереди дорисовывают по одной части (какую захотят) – так выйдет совместный шедевр!

Коррекционные игры и упражнения для гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети зачастую имеют сниженное сенсорное восприятие, поэтому любят игры с водой, пеной, желе, тянущимися материалами (лизуны, слаймы) и сыпучими (крупы, бобовые, песок).

Очень полезны занятия сенсорной интеграцией в специально оборудованных помещениях и проводимые специалистами, все без исключения родители отмечают положительную динамику при регулярном посещении.

Прекрасно подойдут для снятия напряжения, снижения агрессии и уравновешивания ребенка арт-терапия и музыкотерапия. Не менее полезны и сказки для гиперактивных детей – обычно это короткие простые к пониманию рассказы, постороенные так, чтобы ребенок не устал слушать и участвовал в рассказе (расставлял героев «Репки» по мере их появления, например).

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения

Если вы хотите успокоить малыша – посадите его к себе на колени, обнимите так, чтобы он сидел с подтянутыми к подбородку коленями а вы могли слегка покачиваться вместе с ним как маятник.

Бывает, что ребенок долго просидел за занятиями и устал, или наоборот никак не может усидеть на месте и вскакивает – в этом случае не стоит его ругать, лучше вместе сделать зарядку или комплекс упражнений – гиперактивным детям легче выполнять задание, если поставлена четкая задача – например, 10 раз присесть, 10 раз наклониться влево-вправо, 30 раз подпрыгнуть на месте.

Группе детей можно предложить поиграть в «Кричу – шепчу – молчу» — три флажка или карточки (красный, желтый и зеленый) – это сигналы. Когда ведущий поднимает красную – можно кричать, прыгать, бегать; вверху желтая – можно говорить шепотом, медленно ходить; зеленая – все замирают и молчат до смены карточки.

Игры развивающие внимание

«Сделай наоборот»

Игра тренирует концентрацию и развивает межполушарное взаимодействие. Правило очень простое – взрослый показывает движение, а дети выполняют его наоборот. Например – ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, ведущий поднимает правую ногу – дети левую.

«Кто успел тот и сел»

Известная игра где под музыку дети бегают вокруг стульев, которых меньше, чем участников на один. Когда музыка заканчивается – все быстро садятся, кто долго думал – не успел занять стул и выбывает.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий кидает мяч и называет любое слово, если это можно съесть – ребенок должен поймать, если нет – оттолкнуть мячик. Для старшего возраста ведущим выходит тот, кто сделал неправильно (поймал «сапог» или «стул», к примеру).

Нейропсихологические упражнения для детей с гиперактивностью

Перед началом занятий хорошо выполнить простые нейропсихологические упражнения, например: ребенок кладет ладони на стол, взрослый убирает пальцы – например все кроме мизинца или делает «козу», а ребенок повторяет. Можно делать комбинацию – три раза сжать ладони в кулаки вместе – три попеременно.

Игра «угадай кто» — помогает снять зажимы, развить восприятие, снизить агрессию. Взрослый берет несколько (5-8) игрушек или небольших предметов (куколка, вата, мишка, щетка, кисть) и просит ребенка закрыть глаза. Затем проводит по руке или шее предметом (так, чтобы не было неприятных ощущений), а ребенок угадывает кто это или что. Можно усложнить игру – ребенок должен представлять какое это могло бы быть животное (бусы- гусеница, вата – барашек, щетка – ежик и т.д.)

В настоящее время в свободном доступе много вариантов различных игр и упражнений для гиперактивных детей, поэтому родителям и специалистам не составит труда организовать досуг или разнообразить занятия. Главное помнить, что чем больше вы вложите в ребенка в первые годы жизни, чем лучше будет проведена коррекция нежелательного поведения – тем успешнее он будет в школьном возрасте.

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. Синдром дефицита внимания, или сокращенно СДВГ, наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание – скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое – так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников – любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры – связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель : Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Содержание : Заранее обсудите с детками, что вы будете устраивать час тишины, когда вам будет нужно заняться делами или просто отдохнуть – это время дети могут посвятить рисованию, лепке и другим нешумным занятиям. В час, когда детям будет все можно, они получают разрешение беситься, прыгать и кричать, выплескивая всю накопившуюся энергию.

Примечание : Разные дни недели могут соответствовать определенному времени – например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное – неукоснительно следовать правилам.

Игра «Передай мяч»

Цель : реализовать избыточную детскую энергию.

Содержание : Дети стоят или сидят на стульях, и в их задачу входит передача мяча по цепочке друг другу, делать это следует по возможности быстро, но так, чтобы не уронить. Еще одна версия игры: дети встают в круг, но на этот раз спиной, а руки отводят назад – так передавать мяч будет значительно сложнее.

Примечание : Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель : развиваем внимание.

Содержание : Водящий выходит из комнаты. Остальные участники выбирают какую-то всем известную песню и разбивают одну ее строчку на слова. Каждый игрок получает одно слово. Водящий снова появляется в комнате, а игроки начинают одновременно повторять слова, которые все заранее получили. Задача водящего – понять, что за песню загадали участники.

Примечание : Рекомендуется дать возможность каждому участнику повторить свое слово вслух, пусть и не очень громко. В игре могут участвовать дети от 3 лет.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель : Сделать деток более дружными, сплотить их.

Содержание : Делим всех игроков на пары. Двое деток кладут одну руку на талию друг друга – на двоих у них будет две руки. Соседние ноги будут выполнять функцию одной ноги, т.е. всего ног будет только три. Таким сиамским близнецам дают разные команды: сесть, попрыгать, лечь, порисовать и т.д.

Игра «Зеваки»

Цель : развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Содержание : Дети водят хоровод, взявшись за руки. Ведущий произносит кодовое слово или звонит в колокольчик, а дети по этому сигналу резко останавливаются и хлопают в ладоши. Затем движение начинается в другую сторону.

Примечание : Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.

Игра «Четыре стихии»

Цель : тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание : Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание : Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель : Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Содержание : Игроки встают перед ведущим, повернувшись к нему лицом. Ведущий двигается под музыку, используя нехитрые движения, а дети должны эти движения повторить. Одно из движений выбирается в качестве запретного. Игрок, нарушивший запрет, выбывает из игры.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель : упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Содержание : Участники встают в круг. Все игроки начинают произносить по цепочке фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. Если колпак не треугольный, то это не мой колпак.» Каждый игрок называет только одно слово из фразы. Следующий раунд проводится так: слова «колпак» и «мой» заменяются движениями. Таким образом, количество произнесенных слов с каждым раундом уменьшается, а количество показанных – увеличивается. В последнем раунде дети показывают всю фразу при помощи жестов.

Примечание : если дети не справляются с такой длинной фразой, можно ее сократить. Данная игра подходит для гиперактивных детей старше 4 лет.