Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Гиперактивность у детей, которую также называют СДВГ (такая аббревиатура означает «синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. И решать ее следует комплексно, привлекая грамотного специалиста.

Когда родители подозревают у своего сына или дочки гиперактивность, они нередко не знают, что предпринять. Поэтому для них важна информация, какой врач лечит СДВГ у малышей, когда нужно к нему обратиться, как и чем лечить такую серьезную психологическую проблему, а также как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.

Причины гиперактивности

Одним из основных факторов, обуславливающих появление СДВГ у маленьких детей, является генетическая предрасположенность. Другими отрицательными факторами, способными провоцировать развитие гиперактивности и дефицита внимания в раннем возрасте, являются:

  • Тяжелое протекание беременности.
  • Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
  • Стресс во время беременности.
  • Прием лекарств во время вынашивания.
  • Недостаточное питание будущей мамы.

  • Стимуляция начала родов.
  • Затяжное течение родов.
  • Асфиксия в родах.
  • Стремительные роды.
  • Недоношенность ребенка.
  • Малый вес при рождении.
  • Появление неврологических пороков у ребенка.
  • Пребывание новорожденного в неблагоприятной психологической обстановке.
  • Излишне строгое воспитание ребенка со стремлением тотально его контролировать.
  • Недостаток в питании ребенка веществ, важных для работы мозга.
  • Токсическое отравление дошкольника.

Рекомендуем посмотреть запись программы доктора Комаровского, в которой рассматривается тема детской гиперактивности:

Симптомы СДВГ у дошкольников

Первые признаки гиперактивности могут появиться у деток еще в младенчестве. Мама может заподозрить у грудничка СДВГ по таким симптомам:

  • Ускоренное физическое развитие. По сравнению со сверстниками гиперактивные малыши начинают раньше переворачиваться, ползать, вставать или ходить.
  • Недостаточная длительность сна. Младенец спит меньше, чем рекомендуют врачи для его возраста.
  • Трудности с засыпанием. Ребенка приходится долго укачивать и убаюкивать, чтобы он уснул.
  • Чуткий сон. Малыш слышит во сне любые шорохи и легко из-за них просыпается.
  • Бурной реакцией на что-то новое. Ребенок очень активно реагирует на гостей, изменение обстановки, громкие звуки.
  • Быстрая потеря интереса к игрушке.
  • Сильная привязанность к маме.

У детей в возрасте 2 года и старше СДВГ проявляется:

  • Частыми капризами.
  • Невозможностью длительно сосредотачиваться на какой-то игрушке.
  • Неусидчивостью и постоянным движением.
  • Отказом отправляться спать.
  • Небрежным выполнением заданий.
  • Замедленным развитием памяти.
  • Повышением активности, когда ребенок устал.
  • Постоянным отвлеканием на занятиях.
  • Провоцированием конфликтов с другими детьми.
  • Быстрым разговором.
  • Частым нарушением правил игры.
  • Отсутствием самодисциплины.
  • Неумением дослушать ответ и постоянным перебиванием собеседника.
  • Отрицанием ограничений и запретов.
  • Повышенной забывчивостью.
  • Потерей своих вещей.

Как диагностируют гиперактивность

Если мама заметила у дочери или сына несколько описанных выше симптомов, ей следует обратиться с ребенком к любому их таких специалистов:

  • Детский невролог.
  • Детский психолог.
  • Детский психиатр.

Чаще всего к этим специалистам обращаются в возрасте 3-5 лет. После первого осмотра дошкольника врач не будет ставить диагноз, а лишь понаблюдает за малышом, проведет некоторые тесты, побеседует с родителями. При необходимости ребенка направляют на дополнительное обследование.

В представленном ниже коротком видео детский доктор Евгений Комаровский поясняет, как распознать гиперактивного ребенка:

Принципы лечения в дошкольном возрасте

Чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно одновременно сочетать такие методы лечения:

  1. Консультации родителей. Прежде чем начать лечить ребенка, важно провести разъяснительную работу с его родителями, объяснив, в чем особенности СДВГ и как общаться с ребенком при наличии такой проблемы. Коррекция поведения взрослых не менее важна, чем лечение ребенка.
  2. Особые условия обучения. Если ребенок не может посещать обычный детский сад, следует подобрать для него такое заведение или те виды дополнительных занятий, где малыш с гиперактивностью будет чувствовать себя комфортно.
  3. Медикаментозная терапия. Детям с СДВГ назначают седативные или психостимулирующие лекарства, подбирая их в индивидуальном порядке. Так как лечение должно быть длительным, синтетические медикаментозные средства чередуют с травяными чаями. Лечение народными средствами включает применение пустырника, чабреца, мелиссы, валерианы, мяты. Также детям дают витамины и необходимые для поддержки нервной системы пищевые добавки.

Советы родителям

  • Относитесь к малышу доброжелательно и с пониманием.
  • Обезопасьте квартиру и убедитесь, что малыш не поранится во время игр.
  • Для ребенка с гиперактивностью очень важно придерживаться режима дня, даже в выходные.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей и старайтесь избегать шумных компаний.
  • Ограничивайте времяпровождение у компьютера.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны ему для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, а все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением.
  • Создайте особый ритуал перед сном, который поможет малышу успокоиться и легче заснуть.
  • Следите, чтобы ребенок достаточно спал.

  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя малышу размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него.
  • Хвалите ребенка за его достижения, даже если они небольшие.
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Подберите увлечение, которое поможет дошкольнику тратить избыток его энергии.
  • Наказания для ребенка должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными. Ребенок должен понимать связь своего поступка и наказания.
  • Не ссорьтесь, если рядом ребенок.
  • Уделяйте внимание всем членам семьи, не отдавая предпочтение лишь ребенку.
  • Тщательно продумывайте досуг. Отправляясь с ребенком на природу или в гости, постарайтесь учесть все мелочи.
  • Не забывайте о собственном отдыхе. Проводите некоторое время без ребенка, чтобы вернуться к нему бодрыми и спокойными.

О том, что думает доктор Комаровский по поводу воспитания малышей с СДВГ, смотрите здесь:

Очень важно родителям правильно себя вести. Подробнее об этом смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

СДВГ у детей

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;

  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.

  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

Что такое гиперактивность у детей дошкольного возраста и нужно ли её лечить

Каждый родитель знает – когда его ребёнок не балуется, не шалит, не достаёт всевозможными вопросами и вообще ведёт себя слишком вяло – это значит, что, скорее всего, придётся обращаться к врачу. Дети не умеют скучать. Такое поведение свидетельствует о недомогании и нужно срочно принимать меры.

А вот когда в квартире всё разбросано, постоянно что-то падает и шум не стихает ни на минуту – это замечательно. Нужно следить лишь за тем, чтобы не проявлялись симптомы гиперактивности и недостатка внимания. В этом случае тоже необходимо задуматься, понаблюдать за своим дошкольником и посоветоваться со знающим специалистом.

Причины возникновения

Причина проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть не одна и корнями уходить в самые ранние сроки беременности. Если будущая мама подвергалась каким-либо отрицательным психологическим стрессам или испытывала проблемы со здоровьем. Курение во время беременности или неправильное питание. Трудные роды, повлекшие за собой пусть даже незначительные травмы.

Доказано, что этот недуг может передаваться с генами. А может быть реакцией на вредные вещества или даже на отравление некоторым доступными химическими соединениями, которые используются в повседневной жизни, такими как свинец и всевозможные пищевые добавки, очень распространённые в наше время.

Так же важна общая атмосфера в семье. Частые конфликты, излишняя строгость или наоборот безразличие, могут стать причиной возникновения СДВГ.

Ярко выраженные симптомы и признаки

  • нелогичные, импульсивные движения ногами и руками;
  • ребёнок не может спокойно усидеть на стуле. Постоянно крутится и мнётся;
  • не может долго стоять или сидеть на одном месте. Без объяснения причин встаёт и уходит;
  • вдруг начинает совершать абсолютно неуместные действия. Крутится, прыгает на месте;
  • отсутствие усидчивости. Не может несколько минут подряд заниматься каким-либо спокойным делом. Рисовать, лепить, читать;
  • постоянно двигается;
  • постоянно болтает;
  • старается ответить на вопрос, не дожидаясь его окончательной формулировки;
  • во время игры не может дождаться, когда наступит его очередь;
  • вмешивается в чужой разговор, требует, чтобы на него обратили внимание;
  • ночью вертится, сбрасывает одеяло.

Когда ребёнок в этом возрасте родителям надо быть особо внимательными и если что показать своего малыша специалисту. Доктор может выявить неусидчивость, невнимание, непослушание и определить обычный ли это каприз, которых в эти годы первого взросления может быть сколько угодно, или это действительно симптомы гиперактивности.

В 5 лет в детском саду начинаются занятия по подготовке к школе и в это время симптомы могут проявиться более активно. Повышаются умственные и физические нагрузки, и нервная система не успевает подстроиться. В интеллектуальном плане ребёнок ничем не отличается от остальных своих сверстников, но он становится неуравновешенным, вспыльчивым, с заниженной самооценкой, когда даже при самом лёгком задании станет утверждать, что у него не получится, и как следствие не будет выполнять. Могут начаться головные боли и даже энурез. В этом случае медлить и ждать, что всё пройдёт само собой нельзя. Чем раньше начать лечение – тем большая вероятность обойтись без тяжёлых последствий.

Лечение гиперактивности у дошкольников

Лечение гиперактивности у детей

Лечение, или коррекция гиперактивности проводится двумя способами.

1. Немедикаментозное. Оно заключает в себе несколько методик и применяется в первую очередь.

  • Просчитанные двигательные упражнения: нужно постараться исключить соревновательные игры, когда ребёнок не будет стараться непременно стать первым среди равных. Лучше совершать зимой лыжные прогулки, летом турпоходы. Незаменимым является плавание, которое благотворно влияет и на психику и на общее физическое состояние;
  • Занятия с психологом. Хороший, опытный специалист быстро определит занятия, во время которых ребёнок сможет чувствовать себя спокойно и уверенно. Моделировать самые разные ситуации успеха. Давать упражнения на развитие внимания, памяти и речи. После необходимого наблюдения, психолог может посоветовать сменить обстановку и окружение. В новой компании положительное доверчивое отношение сформируется намного быстрее;
  • Семейные занятия психотерапией. Родители, у которых дети страдают данным синдромом, особенно матери, чаще подвержены перепадам настроения, депрессиям, импульсивности и раздражительности, что очень отрицательно влияет на общий климат в семье.
  • Аутотренинги. Это не просто, но релаксация позволяет нормализовать нервную систему и стимулировать деятельность коры головного мозга.
  • Коррекция поведения. Всем известна система «кнута и пряника». Многие утверждают, что действует она безотказно. Вовремя наказать – значит пресечь повторение плохих поступков. А вовремя похвалить – значит стимулировать делать что-то хорошее. С детьми подверженными гиперактивности это не работает. Вернее, работает лишь в одном направлении. Такие ребятишки практически нечувствительны к наказаниям. Излишняя строгость наоборот ведёт к озлоблению, и малыш начинает ещё больше вредничать. В случае провинности лучше спокойно, но настоятельно объяснить, что он натворил и к каким последствиям для него и для других это может привести. Рассказать, почему так делать нельзя и, главное, как можно это исправить. А вот своевременная похвала очень действенна. Ребёнок начинает понимать, что он добился чего-то особенного, родители радуются его достижениям и готовы помочь, если у него что-то не получается. Это стимулирует на дальнейшие поступки. Однако заигрываться с этим не стоит. Если ваше чадо провинилось, нельзя спускать это на тормозах. Не кричать, не браться за ремень, не ставить в угол, не отбирать любимую игрушку. Сесть и поговорить по душам, приводя примеры плохих и хороших поступков.

2. Медикаментозное. Применяется лишь в том случае, когда все остальные средства испробованы и не принесли нужных результатов.

Поведение родителей

Поведение родителей при гиперактивности ребенка

Первая и, наверное, самая главная рекомендация для родителей, у которых в семье есть гиперактивный ребёнок – это всегда, при любых обстоятельствах оставаться спокойным. Криком и резкими движениями вы только усугубите положение.

Ненавязчиво заведите для своего малыша необременительный распорядок дня, где будут учитываться не только обязанности, но и права. Внедрять его надо постепенно, чтобы ребёнок не с завтрашнего утра начал жить по-новому, а потихоньку привыкал, что в определённое время ему необходимо сделать определённые дела. Включите в распорядок не сложные задания по дому (полить цветы в своей комнате, вынести мусор, заправить постель, накормить домашнего питомца) и дайте понять, что это его ответственность, но не следует приказывать. Лучше договаривайтесь заранее о том, что ребёнок выполнит порученное ему дело.

Строго следите за тем, чтобы не было переутомления, как физического, так и умственного. Долгое сидение перед телевизором или компьютером вызывает такую же реакцию, как и продолжительная спортивная игра. На фоне усталости может возникнуть обратная реакция, выраженная в неожиданной двигательной активности и моральном всплеске. Поощряйте любые новые начинания и внимательно следите за успехами. Возможно, удастся нащупать приоритетное поле деятельности для вашего ребёнка, которому он будет отдаваться с удовольствием и желанием.

Не стоит часто посещать многолюдные места, где много суеты и шума. Чаще спрашивайте, что его интересует, и ненавязчиво заставьте его рассказать о том, что он делает в данный момент или, чем занимался вчера. Постарайтесь, чтобы ребёнок анализировал свои действия и делал выводы, что и почему у него не получилось.

Наладьте режим сна. Ребёнок должен обязательно высыпаться. В противном случае неотвратимым станет потеря внимания, самоконтроля и позитивного мышления. В доме должны быть благоприятная атмосфера. Сконцентрируйтесь на взаимоотношениях не только с ребёнком, но и с остальными членами семьи. Всё воспитание стройте на положительных эмоциях. Не уставайте хвалить своего ребёнка, но и делать его абсолютно ненаказуемым нельзя.

Позитивные выводы

Гиперактивность у детей дошкольного возраста – это не приговор. Побеспокоится, несомненно, придётся, но паниковать и отчаиваться не стоит, ни в коем случае. Своевременная диагностика, консультация у специалиста, правильное выполнение всех рекомендаций и ваш ребёнок обязательно вернётся на правильный путь развития. Он станет в меру активным, спортивным, умным. Будет щёлкать задачки по математике, как орешки, и писать длинные сочинения без единой орфографической ошибки. У него будет полно хороших друзей и красивых подруг. Появится цель в жизни, а значит, и вы станете им гордиться.

Что такое гиперактивность у детей дошкольного возраста и нужно ли её лечить

Каждый родитель знает – когда его ребёнок не балуется, не шалит, не достаёт всевозможными вопросами и вообще ведёт себя слишком вяло – это значит, что, скорее всего, придётся обращаться к врачу. Дети не умеют скучать. Такое поведение свидетельствует о недомогании и нужно срочно принимать меры.

А вот когда в квартире всё разбросано, постоянно что-то падает и шум не стихает ни на минуту – это замечательно. Нужно следить лишь за тем, чтобы не проявлялись симптомы гиперактивности и недостатка внимания. В этом случае тоже необходимо задуматься, понаблюдать за своим дошкольником и посоветоваться со знающим специалистом.

Причины возникновения

Причина проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть не одна и корнями уходить в самые ранние сроки беременности. Если будущая мама подвергалась каким-либо отрицательным психологическим стрессам или испытывала проблемы со здоровьем. Курение во время беременности или неправильное питание. Трудные роды, повлекшие за собой пусть даже незначительные травмы.

Доказано, что этот недуг может передаваться с генами. А может быть реакцией на вредные вещества или даже на отравление некоторым доступными химическими соединениями, которые используются в повседневной жизни, такими как свинец и всевозможные пищевые добавки, очень распространённые в наше время.

Так же важна общая атмосфера в семье. Частые конфликты, излишняя строгость или наоборот безразличие, могут стать причиной возникновения СДВГ.

Ярко выраженные симптомы и признаки

  • нелогичные, импульсивные движения ногами и руками;
  • ребёнок не может спокойно усидеть на стуле. Постоянно крутится и мнётся;
  • не может долго стоять или сидеть на одном месте. Без объяснения причин встаёт и уходит;
  • вдруг начинает совершать абсолютно неуместные действия. Крутится, прыгает на месте;
  • отсутствие усидчивости. Не может несколько минут подряд заниматься каким-либо спокойным делом. Рисовать, лепить, читать;
  • постоянно двигается;
  • постоянно болтает;
  • старается ответить на вопрос, не дожидаясь его окончательной формулировки;
  • во время игры не может дождаться, когда наступит его очередь;
  • вмешивается в чужой разговор, требует, чтобы на него обратили внимание;
  • ночью вертится, сбрасывает одеяло.

Когда ребёнок в этом возрасте родителям надо быть особо внимательными и если что показать своего малыша специалисту. Доктор может выявить неусидчивость, невнимание, непослушание и определить обычный ли это каприз, которых в эти годы первого взросления может быть сколько угодно, или это действительно симптомы гиперактивности.

В 5 лет в детском саду начинаются занятия по подготовке к школе и в это время симптомы могут проявиться более активно. Повышаются умственные и физические нагрузки, и нервная система не успевает подстроиться. В интеллектуальном плане ребёнок ничем не отличается от остальных своих сверстников, но он становится неуравновешенным, вспыльчивым, с заниженной самооценкой, когда даже при самом лёгком задании станет утверждать, что у него не получится, и как следствие не будет выполнять. Могут начаться головные боли и даже энурез. В этом случае медлить и ждать, что всё пройдёт само собой нельзя. Чем раньше начать лечение – тем большая вероятность обойтись без тяжёлых последствий.

Лечение гиперактивности у дошкольников

Лечение гиперактивности у детей

Лечение, или коррекция гиперактивности проводится двумя способами.

1. Немедикаментозное. Оно заключает в себе несколько методик и применяется в первую очередь.

  • Просчитанные двигательные упражнения: нужно постараться исключить соревновательные игры, когда ребёнок не будет стараться непременно стать первым среди равных. Лучше совершать зимой лыжные прогулки, летом турпоходы. Незаменимым является плавание, которое благотворно влияет и на психику и на общее физическое состояние;
  • Занятия с психологом. Хороший, опытный специалист быстро определит занятия, во время которых ребёнок сможет чувствовать себя спокойно и уверенно. Моделировать самые разные ситуации успеха. Давать упражнения на развитие внимания, памяти и речи. После необходимого наблюдения, психолог может посоветовать сменить обстановку и окружение. В новой компании положительное доверчивое отношение сформируется намного быстрее;
  • Семейные занятия психотерапией. Родители, у которых дети страдают данным синдромом, особенно матери, чаще подвержены перепадам настроения, депрессиям, импульсивности и раздражительности, что очень отрицательно влияет на общий климат в семье.
  • Аутотренинги. Это не просто, но релаксация позволяет нормализовать нервную систему и стимулировать деятельность коры головного мозга.
  • Коррекция поведения. Всем известна система «кнута и пряника». Многие утверждают, что действует она безотказно. Вовремя наказать – значит пресечь повторение плохих поступков. А вовремя похвалить – значит стимулировать делать что-то хорошее. С детьми подверженными гиперактивности это не работает. Вернее, работает лишь в одном направлении. Такие ребятишки практически нечувствительны к наказаниям. Излишняя строгость наоборот ведёт к озлоблению, и малыш начинает ещё больше вредничать. В случае провинности лучше спокойно, но настоятельно объяснить, что он натворил и к каким последствиям для него и для других это может привести. Рассказать, почему так делать нельзя и, главное, как можно это исправить. А вот своевременная похвала очень действенна. Ребёнок начинает понимать, что он добился чего-то особенного, родители радуются его достижениям и готовы помочь, если у него что-то не получается. Это стимулирует на дальнейшие поступки. Однако заигрываться с этим не стоит. Если ваше чадо провинилось, нельзя спускать это на тормозах. Не кричать, не браться за ремень, не ставить в угол, не отбирать любимую игрушку. Сесть и поговорить по душам, приводя примеры плохих и хороших поступков.

2. Медикаментозное. Применяется лишь в том случае, когда все остальные средства испробованы и не принесли нужных результатов.

Поведение родителей

Поведение родителей при гиперактивности ребенка

Первая и, наверное, самая главная рекомендация для родителей, у которых в семье есть гиперактивный ребёнок – это всегда, при любых обстоятельствах оставаться спокойным. Криком и резкими движениями вы только усугубите положение.

Ненавязчиво заведите для своего малыша необременительный распорядок дня, где будут учитываться не только обязанности, но и права. Внедрять его надо постепенно, чтобы ребёнок не с завтрашнего утра начал жить по-новому, а потихоньку привыкал, что в определённое время ему необходимо сделать определённые дела. Включите в распорядок не сложные задания по дому (полить цветы в своей комнате, вынести мусор, заправить постель, накормить домашнего питомца) и дайте понять, что это его ответственность, но не следует приказывать. Лучше договаривайтесь заранее о том, что ребёнок выполнит порученное ему дело.

Строго следите за тем, чтобы не было переутомления, как физического, так и умственного. Долгое сидение перед телевизором или компьютером вызывает такую же реакцию, как и продолжительная спортивная игра. На фоне усталости может возникнуть обратная реакция, выраженная в неожиданной двигательной активности и моральном всплеске. Поощряйте любые новые начинания и внимательно следите за успехами. Возможно, удастся нащупать приоритетное поле деятельности для вашего ребёнка, которому он будет отдаваться с удовольствием и желанием.

Не стоит часто посещать многолюдные места, где много суеты и шума. Чаще спрашивайте, что его интересует, и ненавязчиво заставьте его рассказать о том, что он делает в данный момент или, чем занимался вчера. Постарайтесь, чтобы ребёнок анализировал свои действия и делал выводы, что и почему у него не получилось.

Наладьте режим сна. Ребёнок должен обязательно высыпаться. В противном случае неотвратимым станет потеря внимания, самоконтроля и позитивного мышления. В доме должны быть благоприятная атмосфера. Сконцентрируйтесь на взаимоотношениях не только с ребёнком, но и с остальными членами семьи. Всё воспитание стройте на положительных эмоциях. Не уставайте хвалить своего ребёнка, но и делать его абсолютно ненаказуемым нельзя.

Позитивные выводы

Гиперактивность у детей дошкольного возраста – это не приговор. Побеспокоится, несомненно, придётся, но паниковать и отчаиваться не стоит, ни в коем случае. Своевременная диагностика, консультация у специалиста, правильное выполнение всех рекомендаций и ваш ребёнок обязательно вернётся на правильный путь развития. Он станет в меру активным, спортивным, умным. Будет щёлкать задачки по математике, как орешки, и писать длинные сочинения без единой орфографической ошибки. У него будет полно хороших друзей и красивых подруг. Появится цель в жизни, а значит, и вы станете им гордиться.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста в теории и на практике.

Я столкнулась с этой проблемой ровно тогда, когда устроилась на работу в детский сад психологом. Сначала мне все дети показались чересчур активными, в силу того, что сама я по темпераменту флегматик, но потом я научилась различать педагогическую запущенность от гиперактивности. Некоторые дети вели себя активно и неуправляемо из-за особенностей семейного воспитания и частой смены воспитателя, а некоторые, даже находясь под контролем опытного и довольно строго воспитателя, ведут себя так, будто совершенно не обладают самоконтролем. Такие детки не подчиняются правилам, они как будто не воспринимают их, они сильно расторможены, что мешает воспитателю вести свою работу, что сильно расхолаживает поведение детей в группе, не дает им спокойно жить в коллективе детей и подчиняться особенностям режима дня. Им приходится очень несладко, ведь педагоги думают, что детей просто «разбаловали», и поэтому они часто подвергаются наказанию, стоят в углу, и все внимание акцентировано на них. Несмотря на отсутствие у них самоконтроля, самооценка снижается, и это может вызвать вспышки импульсивности — плач, истерики или еще большую расторможенность в поведении. Они на многие стрессовые ситуации реагируют сильной расторможенностью. И это опять побуждает воспитателей наказывать их или вообще временно изолировать из группы. Что интересно, но после сильного эмоционального истощения, как правило, после истерик, гиперактивные дети успокаиваются. Но разве это гуманные методы работы с гиперактивностью? Как можно работать с такими детками, и при этом сохранить свое психическое здоровье? Давайте разберемся в этих вопросах. Начнем с теории.

Аббреиватура СДВГ расшифровывается так — синдром дефицита внимания и гиперактивности. В основе этого синдрома лежит нарушение сбалансированной работы определенных структур головного мозга, а именно замедленное созревание функций лобных отделов или нарушение работы другого важного отдела — ретикулярной формации, так называемого «фильтра», отвечающего за самоконтроль поведения.

При СДВГ нарушается контроль, то есть способность головного мозга к организации и саморегуляции поведения.

Как можно диагностировать СДВГ? Для этого исследователи, которые занимались этим вопросом выделили следующие критерии:

— нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность;

— появление симптомов в возрасте младше 7 лет;

— сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев;

— нарушения поведения, при этом интеллект может быть сохранен, а может и страдать, что можно заметить в нарушениях речи.

СДВГ может быть «тяжелой» степени и «легкой». При «тяжелой» степени родителей ребенка нужно направить к неврологу или психиатру, потому что требуется медикаментозное лечение, ведь в таких ситуациях у ребенка сильно страдает психическое развитие. Но психологу надо быть очень осторожным в сообщении такого рода информации, ведь он не имеет права ставить диагнозы. При «легкой» степени ребенку достаточно работы с психологом или логопедом /дефектологом, если есть проблемы с речью. Работать можно индивидуально и в подгруппах, но об этом я напишу позже.

Какие же причины вызывают гиперактивность у детей? Поработав с научной литературой и интернет-источниками, я выделила 3 основных причины:

Дети и взрослые с СДВГ предрасположены к ненормальному функционированию (нарушению регуляции) определённых химических веществ мозга, называемых нейротрансмиттерами, и к ненормальному функционированию нервных путей, регулирующих поведение. Кроме того, у некоторых детей с СДВГ определённые части мозга меньше по размеру или менее активны, чем у детей без этого расстройства.

Также исследования показали, что у людей с СДВГ чаще всего замедленно работает дофаминовая система (дофамин – важное химическое вещество, переносящее сигналы между нервами в мозге, он связан со многими функциями, включая движение, сон, настроение, внимание и обучение).

СДВГ может передаваться по наследству.

Исследования показывают, что у женщин, которые курили и употребляли алкоголь во время беременности, более высокий риск рождения ребёнка с СДВГ. Кроме того, СДВГ чаще встречается у детей, беременность которыми проходила для их матерей тяжело. Также причиной могут быть стремительные или тяжелые роды, асфиксия плода и родовые травмы.

Отношение к ребенку в семье, способы воспитания, социально-экономическое положение семьи сами по себе не являются причинами СДВГ. Но зачастую, эти факторы формируют адаптационные способности ребенка к окружающему миру, и на них накладываются биологические причины, провоцирующие развитие СДВГ, ими считаются искусственные пищевые добавки, пестициды, свинец, нейротоксины.

Л.С. Чутко выделил 3 типа гиперактивности:

  1. Комбинированный тип, совмещающий в себе сильную двигательную расторможенность, импульсивность и невнимательность
  2. Гиперактивный / импульсивный тип
  3. Невнимательный тип.

Теперь перейдем к практическому моменту.

В рамках детского сада можно работать с гиперактивными детьми как индивидуально, так и в подгруппах, в которые можно включит и нормативных детей.

В работе нужно учитывать то, что у таких детишек высокая работоспособность сохраняется на протяжении 5-15 минут, потом они уже не могут удерживать внимание и становятся расторможенными. Со временем нужно увеличивать время работы.

У детишек с СДВГ могут быть нарушения корковой ритмики, дизаритмия, поэтому им полезны ритмические упражнения и четкий режим дня.

Приемы работы с детьми с гиперактивностью:

Глазодвигательная гимнастика, это могут быть различные упражнения на работу с развитием внимания ребенка. Его учат удерживать во внимании предмет, чтобы он в будущем смог концентрировать внимание на уроках в школе. Такие упражнения стоит проводить таким образом, ребенок должен сидеть за столом, руки должны быть сложены, ноги вместе, предмет находится на уровне переносицы. Сначала начинают с движений вправо-влево, вверх-вниз, потом рисуют более сложные фигуры, потом можно дать предмет ребенку в руку, чтобы он сам управлял им, потом можно поменять руки, и усложнять упражнение чтобы ребенок выполнял его с открытым ртом, прикусанным языком, чтобы двигал глазами и языком в одну сторону, потом в разные стороны.

Также очень полезна дыхательная гимнастика, она предназначена для того, чтобы ребенок научился успокаиваться и умел контролировать свое дыхание. Например можно использовать упражнение «Шарик», ребенок кладет одну руку на живот, другую — на грудь, делает вдох носом, а выдох ртом. Еще хорошее упражнение «Крылья», ребенок поднимает «крылья» и делает вдох и опускает и делает выдох. Упражнения можно усложнять, например, добавить звуки на выдохе или слоги, предложить ребенку поднимать руки на вдохе, на выдохе опускать и т.д.

Еще деткам с СДВГ важно развивать межполушарное взаимодействие, здесь Вам поможет упражнение «Кулак-ребро-ладонь», «Замок», «Колечко» и другие подобные упражнения.

Очень большая проблема детей с синдромом гиперактивности то, что они не чувствуют других людей рядом с собой из-за большого количества энергии в них самих, поэтому важно проводить упражнения на децентрацию. Здесь Вам поможет «Каравай», «Шла коза по лесу» и «Яблонька» и другие хороводные игры.

Можно включить телесно-ориентированную терапию и арт-терапию, чтобы дети научились чувствовать свое тело:

— упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»

— рисование человека по частям, лепка, выкладывание из палочек + телесно-ориентированные методы

— упражнение-песенка «У жирафов пятна» и т.п.

В своей работе я использовала программу «Работа с гиперактивными детьми» И.Л. Арцишевской, занятия требуют минимальной подготовки, игры очень нравятся детям, и в ходе работы я увидела, что у гиперактивных детей снизилась импульсивность и они научились удерживать свое внимание не только на интересных предметах. Также я могу порекомендовать книгу А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», в которой описана диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

А воспитателям рекомендую проводить коммуникативные игры и игры по правилам, чтобы развивать у детей с СДВГ произвольность поведения, а чтобы развивать эмоциональную сферу, хорошо подходят такие приемы, как комментирование мультфильмов, рассказывание сказок и комментирование эмоций. Также в работу можно включить те методы, которые были перечислены выше. И старайтесь относиться к таким детям с пониманием и принятием, ведь они не «разбалованы», просто они особенные, и если Вы будете принимать их такими и грамотно выстроите свою работу, проявлений расторможенности и импульсивности будет меньше, и работать будет гораздо комфортнее!

СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к категории достаточно серьезных патологических процессов, которые диагностируются в детском возрасте. Патология сопровождается импульсивностью, гиперактивностью и стабильной невнимательностью. При появлении этих признаков пациенту необходимо экстренно начинать лечение.

СДВГ у детей: что это за болезнь

Синдром дефицита внимания у детей – это патологический процесс, при котором ребенку очень сложно контролировать свои побуждения. Одновременно у малютки диагностируется гиперактивность. Заболевание встречается в три раза чаще у мальчиков. Так как ребенок не может сосредоточить внимание, то это приводит к неправильному выполнению учебных задач.

Гиперактивность у детей сопровождается тем, что они не могут слушать объяснения учителей и воспитателей. Это устойчивый хронический синдром, который проходит самостоятельно по мере взросления крохи.

Что делать родителям (советы психолога)

Если у малыша диагностируется синдром СДВГ, то психологи рекомендуют родителям ознакомиться с особенностями его протекания. Это даст возможность обеспечить малышу соответствующую психологическую поддержку, что ускорит процесс лечения патологии.

Как справиться?

Дефицит внимания требует особого подхода к лечению. Психологи советуют родителям вырабатывать позитивное отношение к ребенку. Синдром гиперактивности категорически запрещает обвинять или ругать малютки.

Если он разбрасывает вещи, тогда необходимо их собирать вместе с ним. Также психологи дают советы, как успокоить гиперактивного крохи. Они рекомендуют прослушивание спокойной музыки, применение спокойных игр, а также использование успокаивающих ванн. Перед тем, как уложить спать гиперактивного малютки, его необходимо успокоить.

Как воспитывать?

О том, что делать родителям гиперактивного чада расскажут советы психолога. Если у малыша есть диагноз СДВГ, то необходимо иметь правильный подход к его воспитанию. Дети должны иметь определенный распорядок. Если диагностируется гиперактивность у грудничков, то им необходимо принимать пищу и спать в определенное время. В более старшем возрасте малютки рекомендуется приучать выполнять определенные дела в одно и то же время.

То, как воспитывать гиперактивного крохи расскажет психолог, только после общения с маленьким пациентом. Большинство специалистов советует как можно больше общаться с малышом. Ему необходимо задавать открытые вопросы, на которые он сможет давать ответы в виде рассказа.

При синдроме дефицита внимания без гиперактивности у детей необходимо в обязательном порядке рассказать об этом учителям. Они смогут выработать особое поведение одноклассников по отношению к нему. Это обеспечит улучшение качества обучения малыша.

Как помочь ребенку?

Родители должны знать, как воспитывать гиперактивного малютки, что значительно упростит процесс лечения. При гиперактивности у детей дошкольного возраста родителям рекомендуется правильно реагировать на плохое поведение, маленькому пациенту необходимо объяснять, что он неправильно делает. Также родители должны задумываться о справедливости наказания. Родители должны знать, как успокоить гиперактивного крохи. В данном случае рекомендуется вести диалог, а не кричать на малыша.

Причины СДВГ у детей

Для того чтобы определить, как помочь гиперактивному ребенку, рекомендуется узнать, почему появилось данное заболевание. Причины СДВГ могут заключаться в различных патологиях. Возникновение гиперактивности у малютки грудного возраста диагностируется при заболеваниях почек, сердечной недостаточности, сахарном диабете.

При пищевых отравлениях будущей женщины, курении и приеме спиртных напитков может диагностироваться развитие патологии. Заболевание развивается на фоне иммунологической несовместимости по резус-фактору. При угрозах выкидыша развивается СДВГ.

Если у женщины имелись травмы позвоночника, а роды проходили методом кесарева сечения, то это может стать причиной патологии. При родовых осложнениях диагностируются асфиксии и травмы позвоночника у крохи. Если родители начинают рано сажать малыша, то это может травмировать позвоночник, что вызовет нарушение внимания и гиперактивность.Причины гиперактивности могут заключаться в инфекционных процессах, которые пережила женщина в период вынашивания малютки.

Классификация СДВГ

СДВГ характеризуется наличием несколько видов:

  • Невнимательный. Симптомы СДВГ проявляются в виде невнимательности. На фоне этого ребенок не может полноценно запоминать и усваивать информацию.
  • Гиперактивный. В этом случае ребенок не может сидеть на месте даже минимально короткий промежуток времени.
  • Смешанный. В данном случае гиперактивность смешивается с невнимательностью. Это наиболее сложная форма заболевания.

Симптомы гиперактивности

Признаки гиперактивности являются ярко выраженными, что дает возможность родителям самостоятельно определить данное заболевание. При возникновении первых симптомов возникновения патологии крохи необходимо обязательно показать педиатру.

У малышей до года

У гиперактивного малютки в грудном возрасте нарушается концентрация внимания. Он не может долго фиксировать взгляд на предметах, которые ему демонстрируют взрослые. В этот период у грудничков наблюдают слабую моторную координацию.

У детей 2-3 лет

В этот период наблюдается появление таких признаков гиперактивного крохи, как сниженная концентрация внимания. Малыш не может играть в спокойные игры. Он не слушает родителей, часто разбрасывает вещи, плохо спит.

У дошкольников

Проявление гиперактивности у малютки в детском саду наблюдается в виде дефицита энергетического снабжения. Определить этот симптом можно методом энцефалогического обследования. Дети с СДВГ не могут спокойно играть. Патологическое состояние сопровождается повышенной активностью малышей, а также импульсивностью.

У школьников

У детей школьного возраста наблюдается неаккуратность и непослушность. Ребенок не может полноценно выполнять все школьные требования. В некоторых случаях маленькие пациенты отстают в речевом развитии от сверстников. СДВГ в школе проявляется тем, что ребенок не может запоминать всю предоставляемую учителем информацию, что приводит к его отставанию.

Диагностика заболевания

Диагностика СДВГ заключается в прохождении нескольких этапов. Изначально крохи осматривает педиатр и психиатр. С целью определения неврологического и психологического статусов доктором проводится изучение медицинских карт малыша. Диагностика должна заключаться в оценке слуха, зрения, вербальных навыков, черт характера, вербальных способностей.

Как отличить активность от гиперактивности

Специалисты определяют симптоматику патологического состояния в виде гиперактивности и невнимательности. Но, эти признаки могут быть этапами нормального развития малыша. Именно поэтому в постановлении диагноза должны участвовать родители.

Они наблюдают за ребенком в течение определенного периода, а после этого о своих наблюдениях рассказывают доктору. Это дает возможность постановления правильного диагноза и назначения рационального лечения.

Лечение синдрома дефицита внимания

Лечение синдрома дефицита внимания является достаточно сложной процедурой и требует комплексного подхода, что будет гарантировать его результативность.

Если родители не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, то им необходимо прописывать соответствующие препараты. Медикаментозная терапия рекомендуется в том случае, если другие методы лечения выявились неэффективными.

В данном случае рекомендовано применение ноотропов, психостимуляторов, антидепрессантов и транквилизаторов. Лекарство для гиперактивных детей должно подбираться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями малютки, а также степенью тяжести развития болезни.

Народные методы

Лечение гиперактивности у детей достаточно часто проводится с применением средств народной медицины. Они являются не только действенными, но и максимально безопасными для здоровья малыша.

Для лечения СДВГ рекомендуется применять расслабляющие ванны с ромашкой, чабрецом, календулой. Если гиперактивный ребенок в школе, то ему можно давать настои из мяты и мелиссы, которые обладают успокаивающими свойствами.

Питание, диета

Существуют разнообразные пути коррекции патологического состояния, одним из которых является диетотерапия. Для нормализации работоспособности пищеварительного тракта рекомендуется давать ребенку только натуральную пищу. От молочных продуктов, свинины, рафинированного сахара, яиц, шоколада ребенку рекомендовано отказаться.

Упражнения

Коррекция у детей СДВГ заключается в применении специальной лечебной гимнастики. С малышом необходимо ежедневно заниматься, что значительно снизит активность. Комплекс упражнений разрабатывается только доктором с учетом возрастных особенностей малыша.

Профилактика гиперактивности

Во избежание развития патологии необходимо своевременно проводить его профилактику. С этой целью женщинам при беременности необходимо отказаться от вредных привычек. Также им рекомендовано укреплять иммунную систему, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

СДВГ – это серьезная патология, которая сложно поддается лечению, именно поэтому при появлении первых признаков болезни нужно обращаться за помощью к доктору.

Лечение гиперактивности у детей

Современные подходы к лечению гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в последнее время привлекает к себе все больший интерес специалистов и родителей. Связано это с широкой распространенностью данного состояния у детей.

Гиперактивные дети, дома и в школе, – что делать родителям?

Как правило, это дети с сохранной психикой, но чрезмерно активные. Малыш слишкоммного двигается, слишком возбудимый, слишком эмоциональный, все слишком. Родители дошкольников и младших школьников жалуются на рассеянность и невнимательность, на неумение сосредоточиться. Такой ребенок не может посидеть 5 минут, ему сложно позаниматься одним каким-либо делом. Ему трудно войти в новый коллектив, он не умеет принимать общепринятые правила игры, не умеет идти на компромисс, по натуре своей очень вспыльчив и обидчив. Как правило, гиперактивность начинается с дошкольного возраста.

Если гиперактивный ребенок своевременно не получит квалифицированную помощь, со временем перечисленные проблемы могут перерасти в серьезные личностные расстройства.

Когда гиперактивность – симптом заболевания

Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.

Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.

Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:

К кому обратиться с этой проблемой?

Какое лечение должно быть?

Где его можно получить?

В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.

Лечение гиперактивности у детей

Лечение таких детей должно строиться не просто на комплексном подходе, важно, чтобы специалисты, работающие с ребенком, могли согласовывать свои действия, своевременно проводить корректировку мероприятий, отслеживать динамику, что реально возможно только в условиях одного учреждения. Как правило, гиперактивному ребенку требуется одновременно обследование и лечение у трех специалистов: невролога, педиатра и медицинского психолога. Каждый из этих специалистов должен решить тот круг проблем, который характерен для гиперактивных детей.

Так наличие сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, кишечника, запоры, глисты и т.д.), хронические заболевания лор-органов, органов дыхания усиливают возбуждение коры головного мозга, и поэтому без коррекции этих проявлений можно потратить много времени на лечение и не добиться результатов. Педиатр должен разработать программу по лечению сопутствующей патологии, подобрать правильное питание, т.к. индивидуально разработанная диета, с исключением тех продуктов, которые отрицательно влияют на мозг, позволяет добиваться хорошего и стабильного эффекта.

Часто назначение только индивидуальной диеты позволяет уменьшить гиперактивность ребенка, но еще больших результатов можно добиться при помощисочетания гомеопатии и психологии.

Задайте вопрос доктору

Альтернативное лечение гиперактивности у детей

Гомеопатия является альтернативой медикаментозному лечению, на которое у детей нередко бывают аллергические и токсические реакции. Гомеопатические лекарства мягко лечат аденоиды, поднимают защитные силы ребенка, нормализуют функцию желудочно-кишечного тракта, уменьшают аллергическую настроенность, корректируют поведенческие проблемы.

Психологическая диагностика позволяет определить проблемы ребенка. Проведение коррекционных мероприятий у психолога способствует улучшению внимания, памяти, развивает мышление; формирует навыки в игровой деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.

Добиться эффекта можно только тогда, когда идет целенаправленное воздействие на ребенка с различных сторон одновременно.

Гиперактивность у ребенка 3 лет

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • задержка речевого развития;
  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом. Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх. Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция. В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия. Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия. Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • Просьбы к ребенку обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

Нужна ли вам видеоняня или достаточно радио? Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

Скачайте чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет»

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гиперактивным называют ребёнка, который не может сконцентрироваться на одном занятии и любыми способами старается привлечь к себе внимание взрослых. В школе наши невнимательные гиперактивные дети сталкиваются с ситуацией, когда им необходимо быть собранными, сосредотачиваться на конкретном предмете или просто сидеть на одном месте в течение урока. Как раз в это время начинают проявляться признаки гиперактивности.

Гиперактивный ребёнок: признаки

Прежде чем обратиться к квалифицированному специалисту, следует внимательно понаблюдать за поведением ребёнка во время учёбы, прогулок или посещения общественных мест. Признаками того, что ребёнок гиперактивный, являются:

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • чрезмерная активность (гиперактивность).

Только на основании тщательного сбора информации специалист может поставить врачебное заключение и отправить на дальнейшую консультацию с неврологом, логопедом или детским психологом.

СДВГ: симптомы у детей

Одним из главных симптомов, который можно наблюдать у гиперактивного ребёнка, является невнимательность. Такие дети обычно забывают выполнять повседневные дела, не могут сосредоточиться. Работая над домашним заданием, они не могут установить порядок действий, не запоминают условия задачи и часто отвлекаются на посторонние дела.
Такой симптом гиперактивности у детей, как импульсивность, является одним из наиболее опасных. В этом случае дети могут намеренно подвергать себя риску, пытаясь привлечь внимание родителей или сверстников.
Характерным симптомом СДВГ у детей является чрезмерная активность. При этом ребёнок совершает какие-то беспорядочные движения, постоянно бегает, прыгает, безостановочно болтает. Он не может сидеть на одном месте, выполняя одно конкретное задание.

Во многих случаях гиперактивные дети с возрастом приспосабливаются к взрослой жизни и симптомы этого поведенческого расстройства исчезают.

Гиперактивный ребёнок: лечение

К вопросу, как лечить гиперактивность у детей, каждый специалист должен подходить комплексно. Сталкиваясь с синдромом дефицита внимания, нельзя опираться только на лекарственные препараты. Лечение гиперактивного ребёнка должно включать и немедикаментозные методы:

  • психотерапию,
  • педагогическую коррекцию поведения,
  • нейропсихологическую коррекцию.

До того как понять, чем лечить гиперактивность у детей, следует разобраться с её причинами.

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Первые симптомы гиперактивности начинают проявляться примерно в 2-3 года. В этом возрасте родители могут сталкиваться с такими признаками, как:

  • неусидчивость,
  • непослушание,
  • отставание в речевом развитии,
  • плохая координация и моторика движений.

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста основано на устранении причин и коррекции поведения. В редких случаях врач может выписать успокоительные препараты.

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Во время обучения в школе дети испытывают увеличенные эмоциональные и физические нагрузки, с которыми психика ребёнка с дефицитом внимания просто не может справиться. Поэтому лечение гиперактивности у детей школьного возраста должно быть направлено на то, чтобы научить его справляться с поставленными задачами.
Эффективнее всего следить за тем, чтобы ребёнок правильно питался, высыпался, чаще бывал на свежем воздухе и получал умеренную умственную и физическую нагрузку.

Как определить гиперактивность у ребёнка?

Для того чтобы определить гиперактивность у ребенка, необходимо проследить за тем, как он ведёт себя в разных ситуациях. Как было описано выше, следует уделить внимание таким признакам, как:

  • внимательность,
  • импульсивность,
  • степень активности.

Ребёнок с дефицитом внимания будет одинаково вести себя как дома, так и в общественных местах – бегать, кричать, поднимать шум и суматоху.

Как воспитывать гиперактивного мальчика?

Воспитание гиперактивного ребёнка должно быть направлено на создание максимально комфортных и спокойных условий для учебы или других занятий. Чтобы понять, как воспитывать гиперактивного мальчика, вам в первую очередь следует начать спокойно реагировать на его капризы, убрать лишние раздражители и создать для него комфортные условия.

Гиперактивный ребёнок: причины

Количество гиперактивных детей растёт с каждым годом, и на это есть множество причин. Многие специалисты полагают, что синдром дефицита внимания возникает из-за воздействия генетических, физиологических и даже климатических факторов. Наиболее частыми причинами того, что ребёнок становится гиперактивным, являются:

  • наследственность,
  • тяжёлая беременность и роды,
  • внутриутробные инфекции,
  • неблагополучная социальная среда.

Гиперактивность может также возникать из-за плохого питания роженицы, её неправильного образа жизни и тяжёлой работы.

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Для того чтобы понять, как помочь гиперактивному ребёнку, каждый родитель должен научиться следующему:

  • правильно ставить задачи,
  • чётко формулировать запреты,
  • составлять распорядок дня,
  • направлять чрезмерную энергию в полезные занятия.

Детские психологи, неврологи и логопеды должны помочь ребёнку работать в коллективе, концентрировать своё внимание и быть более собранным.

Ссылка на основную публикацию