Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Гиперактивность у детей школьного возраста

Гиперактивность детей младшего школьного возраста — это особенное состояние ЦНС, при котором наблюдается явное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Это негативным образом сказывается на поведении, самоконтроле, уровне успеваемости, а также вызывает определенные сложности при восприятии окружающего мира и взаимодействии с ровесниками или взрослыми людьми. Это объясняется тем, что нервная система не справляется со значительным повышенным уровнем психических и физических нагрузок. В данной статье мы хотим затронуть причины и методики лечения СДВГ в младшем школьном возрасте.

Гиперактивность у детей школьного возраста: симптомы

Гиперактивность у детей школьного возраста можно распознать по следующим признакам:

  • суетливость;
  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность;
  • низкая концентрация;
  • рассеянное внимание;
  • импульсивность;
  • низкая самооценка;
  • вспыльчивость;
  • игнорирование правил поведения;
  • забывчивость и частая потеря вещей;
  • неспособность вести диалог;
  • головные боли;
  • нервный тик;
  • появление различных фобий;
  • проблемы со сном.

Дефицит внимания ребенка 7 лет и более старшего возраста особенно ярко проявляет себя в младших классах школы на фоне систематической и длительной работы, поскольку данный период связан с переходом к новой деятельности — учебной. Многие родители полагают, что характерные для синдрома симптомы попросту сойдут «на нет». Однако при отсутствии профессионального вмешательства и проведения коррекционной работы со временем ситуация лишь усугубится. Гиперактивность с взрослением ребенка будет проявлятся как в поведении (агрессивном, или «ведомом», зависимом ) так и в учебе (невозможность длительного сосредоточения, поверхностность усвоения знаний и умений, отсутствие глубоких интересов и предпочтения «легкого» пути в образовании в в виде списывания и т.д. ). В коммуникативной сфере трудности в общении со сверстниками и взрослыми будут усиливаться эгоистичными желаниями и невозможностью понять свою неправоту.

Причины гиперактивности детей школьного возраста

СДВГ может закладываться еще до рождения ребенка. Основные причины его возникновения — воздействие неблагоприятных факторов во время беременности (риск прерывания, кислородное голодание плода, вредные привычки матери, включая курение, употребление алкоголя и пристрастие к вредной пище, частые стрессы) и родов (стимуляция, преждевременные или затяжные роды).

Также гиперактивность детей младшего школьного возраста может возникнуть по ряду других причин:

  • неврологические патологии;
  • частое возникновение конфликтных ситуаций или непростые отношения в семье;
  • чрезмерно строгое отношение к ребенку;
  • совместный сон с родителями или с одним из них, чаще с матерью;
  • вмешательство в гигиены ребенка (подмывание, купание, одевание нижнего белья и т.д.).

Сочетание нескольких приведенных выше факторов значительно увеличивает риск возникновения синдрома.

Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение

Важно следить за проявлением тех или иных признаков и вовремя принять необходимые действия по устранению патологии. Примечательно, что некоторые из симптомов могут указывать на совершенно иные расстройства центральной нервной системы — к примеру, неврастению. Вот, почему нельзя самостоятельно диагностировать гиперактивность детей младшего школьного возраста и выстраивать план лечения без специализированной помощи.

На сегодняшний день разработано множество самых разнообразных методик, наглядно демонстрирующих способы эффективного лечения патологии. Специалистами «Центра нейропсихологического сопровождения» в индивидуальном порядке разрабатываются упражнения и в игровой форме проводятся занятия, направленные на развитие памяти, письменной и устной речи, внимания. Другой их целью является снижение тревожности, повышение коммуникабельности и концентрации. В процессе коррекционной работы рекомендуется привлечь ближайшее окружение ребенка — родных, воспитателей, учителей.

СДВГ у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика СДВГ у детей

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Видео синдром гиперактивности у детей

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Гиперактивность у детей школьного возраста лечение

Как лечить синдром гиперактивности у детей-школьников, и может ли эта патология быть опасна?

Кроха, который страдает СДВГ, абсолютно не усидчивый, не хочет или не может воспринимать информацию, отказывается слушаться маму и папу.

Тем не менее, в некоторых случаях и в школьном возрасте гиперактивность у ребенка самостоятельно не проходит. Такую патологию необходимо незамедлительно лечить под контролем квалифицированного детского психолога, поскольку она оказывает негативное влияние на адаптацию малыша в обществе и качество его жизни в целом.

Какие причины могут спровоцировать гиперактивность у детей?

Как правило, причины синдрома гиперактивности бывают связаны с осложнениями во время беременности и родов, в результате которых младенец появился на свет.

Среди факторов, способных спровоцировать данную патологию, выделяют несколько основных:

Как проявляется синдром гиперактивности у детей?

Данное заболевание может протекать абсолютно по-разному. Тем не менее, существуют некоторые общие симптомы, которые проявляются в течение длительного периода времени, протяженностью не менее 6 месяцев.

Как правило, мальчик или девочка с СДВГ отличается от своих сверстников по следующим признакам:

Нужно ли лечить гиперактивность у ребенка, и как это делать?

Мамам и папам гиперактивных детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие рекомендации профессиональных психологов:

Если же гиперактивность у детей не проходит и в школьном возрасте, им может потребоваться комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию и элементы психологической коррекции.

Как правило, у детей школьного возраста лечение гиперактивности прохводится с назначением лекарственных препаратов из следующих категорий:

Кроме того, для лечения детей старше 8-9 лет нередко используется метод обратной связи. Этот способ позволяет мозгу ребенка самостоятельно найти оптимальную схему функционирования. При регулярном проведении сеансов БОС у мальчиков и девочек нормализуется работа нервной системы, а также улучшается концентрация внимания и память.

Именно поэтому, если вам очень тяжело справляться со своим агрессивным, неугомонным и чрезмерно возбужденным ребенком, обязательно обратитесь к детскому психологу и квалифицированному врачу-невропатологу.

Только опытный специалист сможет определить, требуется ли вашему чаду лечение, или необходимо еще немного подождать.

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

Причины гиперактивности

Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

Симптомы СДВГ в школьном возрасте

У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

Какой врач лечит

Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

  • Детскому неврологу.
  • Детскому психиатру.
  • Детскому психологу.

В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

Как и чем лечить

Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

Советы родителям

В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.

Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

Причины гиперактивности

Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

Симптомы СДВГ в школьном возрасте

У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

Какой врач лечит

Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

  • Детскому неврологу.
  • Детскому психиатру.
  • Детскому психологу.

В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

Как и чем лечить

Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

Советы родителям

В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.

Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

Признаки гиперактивности

Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

Причины гиперактивности могут быть следующими:

  • осложнения во время беременности, родов;
  • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
  • заболевания эндокринной и других систем организма;
  • стресс;
  • отсутствие режима.

СДВГ характеризуется следующими симптомами:

  1. Беспокойное поведение без причины.
  2. Плохой сон. Ребенок часто просыпается, кричит во сне, долго засыпает, разговаривает. Сон может быть слишком чутким.
  3. В дневное время малыш неусидчив, непослушен, не может долго заниматься одним делом. Обычно таким детям сложно доделать что-либо до конца.
  4. Невнятная речь, создающая препятствия для общения с другими детьми.
  5. Вспышки агрессии. Ребенок часто дерется, его злят запреты.

Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

Если ребенок очень гиперактивный: что делать родителям, лечение дома

Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

  1. Отнеситесь внимательно к досугу. Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.

Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

  1. Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием, рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.

Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок. Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

Минимизируйте количество фруктовых соков. Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

Гиперактивный ребенок: лечение

Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

Медицинское лечение (медикаментозное)

Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

Лечение народными средствами

В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

  • настойка лимонника – известный антидепрессант;
  • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
  • настойка левзеи тонизирует и придает сил.

Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

Народные средства также могут включать в себя ароматерапию. Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение: полезные видео

Доктор Комаровский выделил 10 главных правил воспитания гиперактивных детей. Его рекомендации на видео:

Детский психотерапевт Юрий Белехов подробно отвечает на вопрос о том, хорошо или плохо быть гиперактивным ребенком, какие признаки, что делать родителям:

Гиперактивный ребенок

При чрезмерной импульсивности, невнимательности, неусидчивости родители могут заподозрить, что их малыш – гиперактивный ребенок. Под этим термином понимается нарушение нервной системы, когда дети не могут сконцентрироваться на одном предмете, постоянно находятся в возбужденном состоянии. Эта патология встречается часто, требует лечения, работы с психологом.

Что такое гиперактивность у ребенка

Согласно медицинскому определению, гиперактивность у детей характеризуется чрезмерной активностью, склонностью к отвлеканию, неспособностью концентрироваться на определенном занятии в течение длительного времени. Ребенок постоянно находится в нервном возбуждении, обладает повышенной подвижностью, импульсивностью действий. По исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ встречается у 4-9% школьников и дошкольников.

Гиперактивные дети начинают проявлять свое возбуждение в возрасте 2-3 лет. Симптомами синдрома СДВГ становятся:

  • плохой беспокойный сон;
  • частые капризы;
  • подвижное поведение во время бодрствования, возбужденность;
  • чувствительность к свету, шуму;
  • отсутствие внимания, рассеянность;
  • симптомы расстройства: невозможность спокойно сидеть на стуле, играть в тихие игры, слушать или читать книги;
  • нестабильный эмоциональный контакт;
  • игнорирование правил поведения;
  • признаки расстройства речевого развития;
  • гиперактивность проявляется в суетливости, беспокойстве.

Причины гиперактивности

Врачи и ученые выделяют следующие причины, по которым ребенок может стать гиперактивным и неусидчивым на учебе:

  • проблемы во время беременности и родов: внутриутробная гипоксия, угроза выкидыша, асфиксия, стремительные или роды с травмами, курение при вынашивании;
  • инфекции, интоксикации в первые дни жизни малыша;
  • генетическая предрасположенность;
  • хронические заболевания родителей, особенно матери;
  • на симптомы СДВГ влияет плохая экологическая обстановка;
  • рано перенесенные или хронические астма, пневмония, сердечная недостаточность, сахарный диабет, заболевания почек влияют на признаки гиперактивности.

Диагностика

Синдром гиперактивности может быть заподозрен родителями в любом возрасте. Для постановки диагноза гиперактивности следует обратиться к врачу-невропатологу, чтобы выяснить, не является ли причиной поведения более тяжелое заболевание. Диагностика дефицита внимания гиперактивных деток включает этапы:

  1. Сбор информации – врач собирает семейный анамнез, расспрашивает о течении родов, беременности, перенесенных ребенком заболеваний. Взрослые дают малышу характеристику, происходит субъективная оценка эмоций.
  2. Психологическое обследование на проявление гиперактивности – прохождение тестов на измерение параметров внимательности, начиная с 5-6-летнего возраста.
  3. Аппаратные проверки признаков синдрома – проводится исследование электроэнцефалографией, магнитно-резонансная томография. Совокупность результатов определяет постановку диагноза СДВГ и дальнейшее лечение.

Лечение гиперактивности у детей

Бороться с детской гиперактивностью нужно сразу после постановки диагноза, чтобы облегчить жизнь ребенку, его социальное положение, улучшить свойства характера. Методами воспитания гиперактивных малышей считаются:

  • психотерапия;
  • педагогическая коррекция СДВГ детским психологом;
  • медикаментозная терапия;
  • немедикаментозное лечение СДВГ;
  • рекомендации воспитателям и педагогам: щадящее обучение, спортивная двигательная активность, длительные прогулки для нагрузки, ограничение активных игр, эмоций.

Работа с психологом и психотерапевтом

Гиперактивный ребенок должен общаться со школьными психологами или психотерапевтами, что является одним из нефармакологических способов лечения синдрома ДВГ. Разновидности терапии дефицита:

  • нейропсихология (лечить различными упражнениями);
  • синдромальное лечение навыков;
  • бихевиоральная (поведенческая) психотерапия – акцент на поведенческих шаблонах, формирование или гашение их в мозге при помощи поощрений, наказаний, принуждений или вдохновения;
  • работа над личностью – семейная психотерапия контактов.

Препараты при гиперактивности у детей

Вспомогательным методом коррекции поведения и лечения гиперактивности является применение лекарств:

  1. Стимуляторы помогают игнорировать отвлекающие моменты, улучшить концентрацию внимания. К популярным средствам относят Аддерал, Декседрин, Фокалин.
  2. Ноотропные лекарства – Кортексин, Энцефабол, Пантогам, Тенотен детский.
  3. Народные методы – отвары успокаивающих трав (мелисса, ромашка), успокоительных сборов.

Как вести себя родителям

Воспитывать гиперактивных детей сложно, родители и сверстники испытывают трудности, поэтому им надо обратить внимание на следующие меры контактов:

  • не надо ругать, угрожать, нападать, потому что малыш делает все поступки, связанные с гиперактивностью, неумышленно;
  • вседозволенность тоже непозволительна, негативно влияет на самооценку;
  • ставьте конкретную задачу, пусть она состоит из 10 слов;
  • не давайте несколько заданий сразу, отдельно просите выполнить каждое указание, ограничивайте время выполнения конкретным временем;
  • разговаривайте спокойно, не на повышенных тонах, при запрете избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • устные инструкции закрепляйте в памяти визуально – пусть это будет календарь или ежедневник.

Как успокоить гиперактивного ребенка

При перевозбуждении малыша с гиперактивным синдромом, его надо успокоить. Для этого воспользуйтесь советами:

  • смените обстановку на спокойную, снизьте темп активности;
  • предложите малышу воды, уведите в другую комнату;
  • при расстройстве поведения ребенка погладьте его по голове, обнимите – физический контакт очень важен;
  • перед сном выкупайте малыша в успокоительной ванне с экстрактом шишек хмеля или еловой хвоей;
  • на ночь читайте сказку, смотрите иллюстрированную книгу;
  • облегчить успокоение помогут массаж или легкая музыка.

Лечение гиперактивности у детей

Современные подходы к лечению гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в последнее время привлекает к себе все больший интерес специалистов и родителей. Связано это с широкой распространенностью данного состояния у детей.

Гиперактивные дети, дома и в школе, – что делать родителям?

Как правило, это дети с сохранной психикой, но чрезмерно активные. Малыш слишкоммного двигается, слишком возбудимый, слишком эмоциональный, все слишком. Родители дошкольников и младших школьников жалуются на рассеянность и невнимательность, на неумение сосредоточиться. Такой ребенок не может посидеть 5 минут, ему сложно позаниматься одним каким-либо делом. Ему трудно войти в новый коллектив, он не умеет принимать общепринятые правила игры, не умеет идти на компромисс, по натуре своей очень вспыльчив и обидчив. Как правило, гиперактивность начинается с дошкольного возраста.

Если гиперактивный ребенок своевременно не получит квалифицированную помощь, со временем перечисленные проблемы могут перерасти в серьезные личностные расстройства.

Когда гиперактивность – симптом заболевания

Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.

Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.

Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:

К кому обратиться с этой проблемой?

Какое лечение должно быть?

Где его можно получить?

В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.

Лечение гиперактивности у детей

Лечение таких детей должно строиться не просто на комплексном подходе, важно, чтобы специалисты, работающие с ребенком, могли согласовывать свои действия, своевременно проводить корректировку мероприятий, отслеживать динамику, что реально возможно только в условиях одного учреждения. Как правило, гиперактивному ребенку требуется одновременно обследование и лечение у трех специалистов: невролога, педиатра и медицинского психолога. Каждый из этих специалистов должен решить тот круг проблем, который характерен для гиперактивных детей.

Так наличие сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, кишечника, запоры, глисты и т.д.), хронические заболевания лор-органов, органов дыхания усиливают возбуждение коры головного мозга, и поэтому без коррекции этих проявлений можно потратить много времени на лечение и не добиться результатов. Педиатр должен разработать программу по лечению сопутствующей патологии, подобрать правильное питание, т.к. индивидуально разработанная диета, с исключением тех продуктов, которые отрицательно влияют на мозг, позволяет добиваться хорошего и стабильного эффекта.

Часто назначение только индивидуальной диеты позволяет уменьшить гиперактивность ребенка, но еще больших результатов можно добиться при помощисочетания гомеопатии и психологии.

Задайте вопрос доктору

Альтернативное лечение гиперактивности у детей

Гомеопатия является альтернативой медикаментозному лечению, на которое у детей нередко бывают аллергические и токсические реакции. Гомеопатические лекарства мягко лечат аденоиды, поднимают защитные силы ребенка, нормализуют функцию желудочно-кишечного тракта, уменьшают аллергическую настроенность, корректируют поведенческие проблемы.

Психологическая диагностика позволяет определить проблемы ребенка. Проведение коррекционных мероприятий у психолога способствует улучшению внимания, памяти, развивает мышление; формирует навыки в игровой деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.

Добиться эффекта можно только тогда, когда идет целенаправленное воздействие на ребенка с различных сторон одновременно.

Как лечить синдром гиперактивности у детей-школьников, и может ли эта патология быть опасна?

Чаще всего диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ, устанавливается малышам в дошкольном возрасте. В большинстве случаев подобное нарушение не является опасным заболеванием, однако, оно доставляет родителям гиперактивного ребенка массу хлопот.

Все это может привести к тому, что школьник отправится в первый класс совершенно неподготовленным, а значит, будет плохо учиться в дальнейшем. Несмотря на это, проявления синдрома гиперактивности у дошкольников в большинстве случаев исчезают к тому моменту, когда ребенок идет в школу. В такой ситуации мальчик или девочка начинает постепенно выравниваться и догоняет своих сверстников.

Тем не менее, в некоторых случаях и в школьном возрасте гиперактивность у ребенка самостоятельно не проходит. Такую патологию необходимо незамедлительно лечить под контролем квалифицированного детского психолога, поскольку она оказывает негативное влияние на адаптацию малыша в обществе и качество его жизни в целом.

Какие причины могут спровоцировать гиперактивность у детей?

Как правило, причины синдрома гиперактивности бывают связаны с осложнениями во время беременности и родов, в результате которых младенец появился на свет.

Среди факторов, способных спровоцировать данную патологию, выделяют несколько основных:

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • инфекционные заболевания будущей матери;
  • обвитие пуповиной и асфиксия в родах средней и тяжелой степени;
  • любые, даже самые незначительные, черепно-мозговые травмы у ребенка;
  • инфекционные заболевания нервной системы у новорожденного, например, менингит или энцефалит;
  • гипертоническая болезнь и стабильно повышенное давление у будущей мамы;
  • бесконтрольный прием лекарственных препаратов, а также употребление алкогольных напитков и наркотических веществ во время беременности;
  • длительный безводный период, затяжной родовой процесс, стремительные роды.

Как проявляется синдром гиперактивности у детей?

Данное заболевание может протекать абсолютно по-разному. Тем не менее, существуют некоторые общие симптомы, которые проявляются в течение длительного периода времени, протяженностью не менее 6 месяцев.

Как правило, мальчик или девочка с СДВГ отличается от своих сверстников по следующим признакам:

  • не может сосредоточиться на деталях, которые кажутся ему не особенно значимыми;
  • допускает огромное количество ошибок по невнимательности;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • не может выполнить ни одного задания до конца, бросает любую работу на середине;
  • отказывается от любых игр, которые требуют сосредоточенности и усидчивости;
  • становится невероятно рассеянным и забывчивым, постоянно что-то теряет;
  • во время обучения в школе часто встает с места без разрешения учителя и выкрикивает ответ;
  • не может спокойно ждать своей очереди в любой ситуации;
  • не сидит на месте, а постоянно бегает, прыгает, ерзает и карабкается;
  • очень долго засыпает, часто просыпается по ночам и плачет, поскольку не может полностью расслабиться и спокойно отдыхать.

Нужно ли лечить гиперактивность у ребенка, и как это делать?

Как правило, психологи рекомендуют спокойно ждать в течение определенного времени, поскольку очень часто дети «перерастают» данное нарушение. Родителями гиперактивного малыша быть очень непросто, но, несмотря на все сложности, необходимо всегда сохранять уравновешенность и спокойствие, чтобы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Мамам и папам гиперактивных детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие рекомендации профессиональных психологов:

  • В первую очередь, членам семьи, в которой растет гиперактивный малыш, следует осознать, что все возможные упреки, выговоры и замечания для вашей дочери или сына – это пустой звук. Вместе с тем детки, страдающие СДВГ, очень чувствительны к похвале и поощрению, а также физическим объятиям и прикосновениям;
  • Для ребят с различными нарушениями в работе нервной системы, в том числе с СДВГ, необходимо постоянно соблюдать строгий распорядок дня. Установите режим – прогулки, всевозможные игры и занятия, прием пищи и укладывание в постель должны происходить каждый день в одно и то же время;
  • Как можно реже произносите слова «нет» и «нельзя» , поскольку они могут довести кроху до истерики;
  • Игры и развивающие занятия для малышей с такой патологией должны быть направлены на воспитание усидчивости, сосредоточенности и концентрации внимания. Как можно чаще предлагайте сыну или дочери собирать пазлы и всевозможные конструкторы, даже если он не хочет уделять им больше 5 минут. Обязательно поощряйте занятия, направленные на развитие художественных способностей. Рисуйте, лепите из пластилина и делайте аппликации вместе с малышом;
  • Следите, чтобы кроха не переутомлялся;
  • Обязательно запишите своего малыша школьного или дошкольного возраста в спортивную секцию, бассейн или танцевальный кружок;
  • Все просьбы и задания формулируйте максимально четко;
  • Создайте комфортную обстановку в семье. Не выясняйте личные отношения в присутствии малыша и не выплескивайте на него свои негативные эмоции.

Если же гиперактивность у детей не проходит и в школьном возрасте, им может потребоваться комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию и элементы психологической коррекции.

Как правило, у детей школьного возраста лечение гиперактивности прохводится с назначением лекарственных препаратов из следующих категорий:

  • Ноотропные средства, например, «Кортексин», «Глиатилин», «Энцефабол» ;
  • Препараты, содержащие в своем составе гаммаааминомасляную кислоту – «Пантогам» или «Фенибут» ;
  • Седативные средства – «Глицин», «Персен», «Тенатен» , а также известный препарат, нормализующий работу нервной системы – «Магне В6» ;
  • В тяжелых случаях при чрезмерном возбуждении такие лекарства, как «Феназепам», «Тазепам», «Сибазон» или «Элениум» ;
  • наконец, заслуженной популярностью сегодня также пользуются и гомеопатические препараты, которые не наносят вреда детскому организму. Наиболее часто в этой категории используется такое средство, как «Эпам 1000» .

Кроме того, для лечения детей старше 8-9 лет нередко используется метод обратной связи. Этот способ позволяет мозгу ребенка самостоятельно найти оптимальную схему функционирования. При регулярном проведении сеансов БОС у мальчиков и девочек нормализуется работа нервной системы, а также улучшается концентрация внимания и память.

Большинство детей, которые не смогли самостоятельно справиться с проявлениями СДВГ в дошкольном возрасте, успешно избавляются от этого заболевания в школьные годы. Тем не менее, в некоторых случаях данная патология сохраняется и до подросткового и даже взрослого возраста. Чаще всего так происходит при игнорировании симптомов заболевания и отсутствии должного лечения.

Именно поэтому, если вам очень тяжело справляться со своим агрессивным, неугомонным и чрезмерно возбужденным ребенком, обязательно обратитесь к детскому психологу и квалифицированному врачу-невропатологу.

Только опытный специалист сможет определить, требуется ли вашему чаду лечение, или необходимо еще немного подождать.

Синдром гиперактивности у детей школьного возраста – как лечить эту патологию?

Чаще каждого диагноз «синдром недобора внимания и гиперактивности», либо СДВГ, устанавливается малышам в дошкольном возрасте. В большинстве случаев сходственное нарушение не является опасным заболеванием, впрочем, оно доставляет родителям гиперактивного ребенка массу хлопот.

Кроха, тот, что страдает СДВГ, безусловно не усидчивый, не хочет либо не может воспринимать информацию, отказывается слушаться маму и папу.

Все это может привести к тому, что школьник отправится в 1-й класс идеально неподготовленным, а значит, будет дрянно учиться в будущем. Невзирая на это, проявления синдрома гиперактивности у дошкольников в большинстве случаев исчезают к тому моменту, когда ребенок идет в школу. В такой обстановки мальчуган либо девчонка начинает понемножку выравниваться и догоняет своих сверстников.

Тем не менее, в некоторых случаях и в школьном возрасте гиперактивность у ребенка самосильно не проходит. Такую патологию нужно немедленно лечить под контролем квалифицированного детского психолога, от того что она оказывает отрицательное воздействие на адаптацию малыша в обществе и качество его жизни в совокупности.

Какие поводы могут спровоцировать гиперактивность у детей?

Как правило, поводы синдрома гиперактивности бывают связаны с осложнениями во время беременности и родов, в итоге которых младенец возник на свет.

Среди факторов, способных спровоцировать данную патологию, выделяют несколько основных:

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • инфекционные заболевания грядущей матери;
  • обвитие пуповиной и асфиксия в родах средней и тяжелой степени;
  • любые, даже самые незначительные, черепно-мозговые травмы у ребенка;
  • инфекционные заболевания нервозной системы у новорожденного, скажем, менингит либо энцефалит;
  • гипертоническая болезнь и стабильно повышенное давление у грядущей мамы;
  • бесконтрольный прием лекарственных препаратов, а также употребление алкогольных напитков и наркотических веществ во время беременности;
  • длительный безводный период, длительный родовой процесс, быстрые роды.

Как проявляется синдром гиперактивности у детей?

Данное заболевание может происходить безусловно по-различному. Тем не менее, существуют некоторые всеобщие признаки, которые проявляются в течение долгого периода времени, протяженностью не менее 6 месяцев.

Как правило, мальчуган либо девчонка с СДВГ отличается от своих сверстников по дальнейшим знакам:

  • не может сосредоточиться на деталях, которые кажутся ему не исключительно важными;
  • допускает громадное число ошибок по невнимательности;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • не может исполнить ни одного задания до конца, бросает всякую работу на середине;
  • отказывается от всяких игр, которые требуют сосредоточенности и усидчивости;
  • становится невообразимо рассеянным и забывчивым, непрерывно что-то теряет;
  • во время обучения в школе зачастую встает с места без разрешения педагога и выкрикивает результат;
  • не может спокойно ожидать своей очереди в всякий обстановки;
  • не сидит на месте, а непрерывно бегает, прыгает, ерзает и карабкается;
  • очень длинно засыпает, зачастую просыпается по ночам и ревет, от того что не может всецело расслабиться и спокойно отдыхать.

Нужно ли лечить гиперактивность у ребенка, и как это делать?

Как правило, психологи рекомендуют спокойно ожидать в течение определенного времени, от того что дюже зачастую дети «перерастают» данное нарушение. Родителями гиперактивного малыша быть дюже сложно, но, невзирая на все трудности, нужно неизменно сберегать уравновешенность и умиротворение, дабы не усугубить сложившуюся обстановку.

Мамам и папам гиперактивных детей дошкольного возраста нужно соблюдать следующие рекомендации профессиональных психологов:

  • В первую очередь, членам семьи, в которой растет гиперактивный малыш, следует понять, что все допустимые упреки, выговоры и примечания для вашей дочке либо сына – это пустой звук. Совместно с тем детки, страдающие СДВГ, дюже эмоциональны к похвале и вознаграждению, а также физическим объятиям и прикосновениям;
  • Для ребят с разными нарушениями в работе нервозной системы, в том числе с СДВГ, нужно непрерывно соблюдать суровый распорядок дня. Установите режим – прогулки, всевозможные игры и занятия, прием пищи и укладывание в постель обязаны протекать всякий день в одно и то же время;
  • Как дозволено реже произносите слова «нет» и «невозможно», от того что они могут довести кроху до истерики;
  • Игры и развивающие занятия для малышей с такой патологией обязаны быть направлены на воспитание усидчивости, сосредоточенности и концентрации внимания. Как дозволено почаще предлагайте сыну либо дочке собирать пазлы и всевозможные конструкторы, даже если он не хочет уделять им огромнее 5 минут. Неукоснительно поощряйте занятия, направленные на становление художественных способностей. Рисуйте, лепите из пластилина и делайте аппликации совместно с малышом;
  • Следите, дабы кроха не переутомлялся;
  • Обязательно запишите своего малыша школьного либо дошкольного возраста в спортивную секцию, бассейн либо танцевальный кружок;
  • Все просьбы и задания формулируйте максимально отчетливо;
  • Создайте удобную атмосферу в семье. Не выясняйте собственные отношения в присутствии малыша и не выплескивайте на него свои отрицательные эмоции.

Если же гиперактивность у детей не проходит и в школьном возрасте, им может понадобиться комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию и элементы психологической коррекции.

Как правило, у детей школьного возраста лечение гиперактивности прохводится с назначением лекарственных препаратов из следующих категорий:

  • Ноотропные средства, скажем, «Кортексин», «Глиатилин», «Энцефабол»;
  • Препараты, содержащие в своем составе гаммаааминомасляную кислоту – «Пантогам» либо «Фенибут»;
  • Седативные средства – «Глицин», «Персен», «Тенатен», а также вестимый препарат, нормализующий работу нервозной системы – «Магне В6»;
  • В тяжелых случаях при непомерном возбуждении такие лекарства, как «Феназепам», «Тазепам», «Сибазон» либо «Элениум»;
  • наконец, снисканной популярностью сегодня также пользуются и гомеопатические препараты, которые не наносят урона детскому организму. Особенно зачастую в этой категории применяется такое средство, как «Эпам 1000».

Кроме того, для лечения детей старше 8-9 лет частенько применяется способ обратной связи. Данный метод разрешает мозгу ребенка самосильно обнаружить оптимальную схему функционирования. При регулярном проведении сеансов БОС у мальчуганов и девчонок нормализуется работа нервозной системы, а также улучшается насыщенность внимания и память.

Большинство детей, которые не сумели независимо совладать с проявлениями СДВГ в дошкольном возрасте, удачно избавляются от этого заболевания в школьные годы. Тем не менее, в некоторых случаях данная патология сохраняется и до подросткового и даже взрослого возраста. Почаще каждого так происходит при пренебрежении признаков заболевания и отсутствии надлежащего лечения.

Именно следственно, если вам дюже трудно справляться со своим враждебным, неугомонным и безмерно возбужденным ребенком, неукоснительно обратитесь к детскому психологу и квалифицированному врачу-невропатологу.

Только бывалый эксперт сумеет определить, требуется ли вашему чаду лечение, либо нужно еще немножко подождать.

СДВГ у ребенка: что это и как с этим бороться?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) — неврологическое расстройство развития, проявляющееся в детстве. Характеризуется проблемами с концентрацией внимания, с трудом контролирующимися импульсивностью и гиперактивностью. Дефицит внимания у детей наблюдается в 3-5% случаев. Первое упоминание СДВГ как синдрома в научной литературе появилось в 1980 году и было принято Американской психотерапевтической ассоциацией методом голосования. Исследовался синдром еще с 1962-го. Споры о существовании расстройства ведутся в неврологическом сообществе с семидесятых годов прошлого века, но диагноз ставится, и лечение к нему применяется.

Симптоматика СДВГ

Среди младших школьников легко вычислить обладателей СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей диагностируется по трем признакам:

  1. невнимательность;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Невнимательность

Ребенок неспособен сознательно сосредоточиться на определенных вещах, младшие школьники делают ошибки даже в простейших домашних заданиях или упражнениях. Малышей легко отвлечь: внимание хаотически переключается с одного на другое. У окружающих может создаваться впечатление того, что ребенок не слушает что говорят: и он на самом деле не может долго следить за чужим ходом мысли.

Такие дети склонны начинать за раз множество дел, но бросать, не закончив, заинтересовавшись чем-то другим, и так снова и снова. Рутинная, требующая внимания и сосредоточенности работа, не для них. Они избегают занятий, связанных с концентрацией; теряют мелкие вещи в школе и дома; забывают то, что должны были сделать; часто переспрашивают и путаются в деталях. Порой заниматься чем-то одним эти дети не могут даже на протяжении нескольких минут — им быстро становится скучно, внимание привлекает другое занятие, которое в скором времени сменит еще какое бы то ни было.

Гиперактивность

Эти дети постоянно в движении как игрушечные волчки, которые останавливаются только тогда, когда уже нет сил двигаться дальше. Легко отличить на уроках в классе младших школьников с СДВГ: они постоянно ерзают, непрестанно болтают и перебивают учителя, могут даже слоняться по кабинету, их сразу становится заметно в любом коллективе. За ними можно наблюдать действия, кажущиеся нервными: школьники барабанят пальцами по крышке стола, вертят в руках карандаши и дергают ногами. На досуге вести себя спокойно и тихо малыши тоже не могут, проявляют бесцельную активность, бегая, прыгая, много разговаривая. Они пристают к окружающим, вмешиваются в разговоры даже незнакомых людей, не могут долго стоять в очередях.

Дети, подверженные СДВГ, проявляют неуемную активность, в том числе и во сне: много ворочаются, сбрасывают одеяло, что-то бормочут. При взгляде на такого ребенка складывается впечатление того, что внутри него вечный двигатель, помещенный туда по ошибке сумасшедшего изобретателя.

Импульсивность

У младших школьников с СДВГ нет контроля над поведением в самых разных ситуациях. Кажется, что они вообще не думают, прежде чем что-то сделать. Легкомысленные и беспечные, могут выскочить на проезжую часть, не посмотрев даже по сторонам, о таких часто говорят, что у них «ветер гуляет в голове». Малыши не думают о последствиях своих действий, не умеют рассчитывать вероятности развития событий. Часто хватаются за дела, не выслушав необходимых инструкций, легко наносят вред чужому имуществу. Из-за проблем с самоконтролем такие дети подвергают себя и окружающих многим опасностям.

Растить малышей с синдромом дефицита внимания достаточно тяжело. Но сложно живется и им самим. В их головах постоянно крутится, как на карусели, множество разных вещей, не дающих концентрироваться и нормально сосуществовать с другими людьми. Дети чувствительны ко всему, неизвестно, что привлечет внимание малыша в следующий момент, его действия нельзя предсказать. Ребенок с СДВГ в семье — настоящее испытание на прочность для любого родителя.

Диагностика СДВГ

На сегодняшний день нет никаких определенных тестов для выявления у ребенка СДВГ. Установлен ряд критериев, на которых основывается диагностика синдрома. Диагноз базируется на опросах родителей и анкетировании школьных учителей, а также на медицинском наблюдении за ребенком в течение шести месяцев. Во внимание обязательно должны также приниматься возможные иные психические и неврологические нарушения.

Диагностика предусматривает учет следующих факторов:

  • особенности протекания беременности и родов;
  • перенесенные в раннем детстве заболевания;
  • условия проживания ребенка в семье.

Обязательно длительное проявление симптомов в возрасте до семи лет.

Лечение СДВГ

Самым результативным способом лечения считается комплексный подход, включающий в себя как медикаментозное, так и психологическое вмешательства. В разных странах к лечению подходят по-разному, по-прежнему нет единого метода.

При лечении используются психостимуляторы , такие как риталин, аддерал или декседрин. На территории РФ часть лекарств, прописываемых при СДВГ в других странах запрещена к распространению. На детей стимуляторы влияют по-разному: что подойдет для лечения одного ребенка, может негативно сказаться на другом. Часто врачи, прежде чем определиться с комплексом терапии прописывают разные стимуляторы и смотрят на их действие. Лекарства могут вызывать побочные эффекты, такие как снижение аппетита, бессонница, большие расстройства поведения и раздражительность. Необходимо очень внимательно подойти к дозировке, значительное количество принимаемых стимуляторов может привести к зависимости. По некоторым исследованиям известно, что дети, принимавшие стимуляторы, более склонны к кокаиновой зависимости в перспективе.

В странах СНГ применяется лечение ноотропными препаратами , которые улучшают работу мозга и обмен веществ.

Кроме медикаментозного используется нейропсихологическое лечение СДВГ. При помощи многомесячных упражнений выстраиваются функции, которые закреплялись при развитии ребенка неверно.

Разработаны игры на внимание, которые учат малышей концентрироваться в движении. Нужно также применение семейной психотерапии и специальных методик воспитания. Лечение СДВГ требует от родителей повышенного внимания ко всему и сразу: должны соблюдаться определенные режимы, чтобы работа мозга нормализовалась и сформировалось адекватное поведение. Скорректировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью можно, тогда как запускать его — нельзя.

Лечение проводится разными специалистами, среди которых нейропсихологи, дефектологи, трудотерапевты и семейные психотерапевты.

Распространенные мифы о СДВГ

Учитывая то, что диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей начали сравнительно недавно, он уже оброс большим количеством мифов, список которых можно было бы продолжать до бесконечности. Рассмотрим некоторые из них:

Миф 1: СДВГ — не диагноз, а проблема ребенка в недостатке воспитания.

Большинство психиатров и неврологов с этим не согласятся, а ведь только они могут поставить диагноз. СДВГ — форма проявления мозговой дисфункции, развитие которой прослеживается на психофизиологическом уровне. Синдром имеет биологические причины, что уже признано ведущими мировыми специалистами.

Миф 2: синдром со временем проходит сам.

Справедливо, но только у 60 процентов школьников признаки СДВГ проявляются и во взрослом состоянии. С возрастом снижается только гиперактивность, но никуда не деваются импульсивность и эмоциональные нарушения. Взрослые с синдромом дефицита внимания также нуждаются в медицинской помощи и еще могут быть опасны для себя и окружающих.

Миф 3: таблетки от всего.

Медикаментозное лечение дает результаты только в сочетании с психо- и нейротерапиями. Также при СДВГ лекарственные препараты назначаются не всегда: реакция детского организма на стимуляторы часто непредсказуема. Результата помогут со временем добиться комплексные меры.

СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к категории достаточно серьезных патологических процессов, которые диагностируются в детском возрасте. Патология сопровождается импульсивностью, гиперактивностью и стабильной невнимательностью. При появлении этих признаков пациенту необходимо экстренно начинать лечение.

СДВГ у детей: что это за болезнь

Синдром дефицита внимания у детей – это патологический процесс, при котором ребенку очень сложно контролировать свои побуждения. Одновременно у малютки диагностируется гиперактивность. Заболевание встречается в три раза чаще у мальчиков. Так как ребенок не может сосредоточить внимание, то это приводит к неправильному выполнению учебных задач.

Гиперактивность у детей сопровождается тем, что они не могут слушать объяснения учителей и воспитателей. Это устойчивый хронический синдром, который проходит самостоятельно по мере взросления крохи.

Что делать родителям (советы психолога)

Если у малыша диагностируется синдром СДВГ, то психологи рекомендуют родителям ознакомиться с особенностями его протекания. Это даст возможность обеспечить малышу соответствующую психологическую поддержку, что ускорит процесс лечения патологии.

Как справиться?

Дефицит внимания требует особого подхода к лечению. Психологи советуют родителям вырабатывать позитивное отношение к ребенку. Синдром гиперактивности категорически запрещает обвинять или ругать малютки.

Если он разбрасывает вещи, тогда необходимо их собирать вместе с ним. Также психологи дают советы, как успокоить гиперактивного крохи. Они рекомендуют прослушивание спокойной музыки, применение спокойных игр, а также использование успокаивающих ванн. Перед тем, как уложить спать гиперактивного малютки, его необходимо успокоить.

Как воспитывать?

О том, что делать родителям гиперактивного чада расскажут советы психолога. Если у малыша есть диагноз СДВГ, то необходимо иметь правильный подход к его воспитанию. Дети должны иметь определенный распорядок. Если диагностируется гиперактивность у грудничков, то им необходимо принимать пищу и спать в определенное время. В более старшем возрасте малютки рекомендуется приучать выполнять определенные дела в одно и то же время.

То, как воспитывать гиперактивного крохи расскажет психолог, только после общения с маленьким пациентом. Большинство специалистов советует как можно больше общаться с малышом. Ему необходимо задавать открытые вопросы, на которые он сможет давать ответы в виде рассказа.

При синдроме дефицита внимания без гиперактивности у детей необходимо в обязательном порядке рассказать об этом учителям. Они смогут выработать особое поведение одноклассников по отношению к нему. Это обеспечит улучшение качества обучения малыша.

Как помочь ребенку?

Родители должны знать, как воспитывать гиперактивного малютки, что значительно упростит процесс лечения. При гиперактивности у детей дошкольного возраста родителям рекомендуется правильно реагировать на плохое поведение, маленькому пациенту необходимо объяснять, что он неправильно делает. Также родители должны задумываться о справедливости наказания. Родители должны знать, как успокоить гиперактивного крохи. В данном случае рекомендуется вести диалог, а не кричать на малыша.

Причины СДВГ у детей

Для того чтобы определить, как помочь гиперактивному ребенку, рекомендуется узнать, почему появилось данное заболевание. Причины СДВГ могут заключаться в различных патологиях. Возникновение гиперактивности у малютки грудного возраста диагностируется при заболеваниях почек, сердечной недостаточности, сахарном диабете.

При пищевых отравлениях будущей женщины, курении и приеме спиртных напитков может диагностироваться развитие патологии. Заболевание развивается на фоне иммунологической несовместимости по резус-фактору. При угрозах выкидыша развивается СДВГ.

Если у женщины имелись травмы позвоночника, а роды проходили методом кесарева сечения, то это может стать причиной патологии. При родовых осложнениях диагностируются асфиксии и травмы позвоночника у крохи. Если родители начинают рано сажать малыша, то это может травмировать позвоночник, что вызовет нарушение внимания и гиперактивность.Причины гиперактивности могут заключаться в инфекционных процессах, которые пережила женщина в период вынашивания малютки.

Классификация СДВГ

СДВГ характеризуется наличием несколько видов:

  • Невнимательный. Симптомы СДВГ проявляются в виде невнимательности. На фоне этого ребенок не может полноценно запоминать и усваивать информацию.
  • Гиперактивный. В этом случае ребенок не может сидеть на месте даже минимально короткий промежуток времени.
  • Смешанный. В данном случае гиперактивность смешивается с невнимательностью. Это наиболее сложная форма заболевания.

Симптомы гиперактивности

Признаки гиперактивности являются ярко выраженными, что дает возможность родителям самостоятельно определить данное заболевание. При возникновении первых симптомов возникновения патологии крохи необходимо обязательно показать педиатру.

У малышей до года

У гиперактивного малютки в грудном возрасте нарушается концентрация внимания. Он не может долго фиксировать взгляд на предметах, которые ему демонстрируют взрослые. В этот период у грудничков наблюдают слабую моторную координацию.

У детей 2-3 лет

В этот период наблюдается появление таких признаков гиперактивного крохи, как сниженная концентрация внимания. Малыш не может играть в спокойные игры. Он не слушает родителей, часто разбрасывает вещи, плохо спит.

У дошкольников

Проявление гиперактивности у малютки в детском саду наблюдается в виде дефицита энергетического снабжения. Определить этот симптом можно методом энцефалогического обследования. Дети с СДВГ не могут спокойно играть. Патологическое состояние сопровождается повышенной активностью малышей, а также импульсивностью.

У школьников

У детей школьного возраста наблюдается неаккуратность и непослушность. Ребенок не может полноценно выполнять все школьные требования. В некоторых случаях маленькие пациенты отстают в речевом развитии от сверстников. СДВГ в школе проявляется тем, что ребенок не может запоминать всю предоставляемую учителем информацию, что приводит к его отставанию.

Диагностика заболевания

Диагностика СДВГ заключается в прохождении нескольких этапов. Изначально крохи осматривает педиатр и психиатр. С целью определения неврологического и психологического статусов доктором проводится изучение медицинских карт малыша. Диагностика должна заключаться в оценке слуха, зрения, вербальных навыков, черт характера, вербальных способностей.

Как отличить активность от гиперактивности

Специалисты определяют симптоматику патологического состояния в виде гиперактивности и невнимательности. Но, эти признаки могут быть этапами нормального развития малыша. Именно поэтому в постановлении диагноза должны участвовать родители.

Они наблюдают за ребенком в течение определенного периода, а после этого о своих наблюдениях рассказывают доктору. Это дает возможность постановления правильного диагноза и назначения рационального лечения.

Лечение синдрома дефицита внимания

Лечение синдрома дефицита внимания является достаточно сложной процедурой и требует комплексного подхода, что будет гарантировать его результативность.

Если родители не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, то им необходимо прописывать соответствующие препараты. Медикаментозная терапия рекомендуется в том случае, если другие методы лечения выявились неэффективными.

В данном случае рекомендовано применение ноотропов, психостимуляторов, антидепрессантов и транквилизаторов. Лекарство для гиперактивных детей должно подбираться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями малютки, а также степенью тяжести развития болезни.

Народные методы

Лечение гиперактивности у детей достаточно часто проводится с применением средств народной медицины. Они являются не только действенными, но и максимально безопасными для здоровья малыша.

Для лечения СДВГ рекомендуется применять расслабляющие ванны с ромашкой, чабрецом, календулой. Если гиперактивный ребенок в школе, то ему можно давать настои из мяты и мелиссы, которые обладают успокаивающими свойствами.

Питание, диета

Существуют разнообразные пути коррекции патологического состояния, одним из которых является диетотерапия. Для нормализации работоспособности пищеварительного тракта рекомендуется давать ребенку только натуральную пищу. От молочных продуктов, свинины, рафинированного сахара, яиц, шоколада ребенку рекомендовано отказаться.

Упражнения

Коррекция у детей СДВГ заключается в применении специальной лечебной гимнастики. С малышом необходимо ежедневно заниматься, что значительно снизит активность. Комплекс упражнений разрабатывается только доктором с учетом возрастных особенностей малыша.

Профилактика гиперактивности

Во избежание развития патологии необходимо своевременно проводить его профилактику. С этой целью женщинам при беременности необходимо отказаться от вредных привычек. Также им рекомендовано укреплять иммунную систему, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

СДВГ – это серьезная патология, которая сложно поддается лечению, именно поэтому при появлении первых признаков болезни нужно обращаться за помощью к доктору.

Ссылка на основную публикацию